Церковь прп. Серафима Саровского (Тихвинская) в Арзамасе

Церковь преп. Серафима Саровского находиться на городском Тихвинском кладбище г. Арзамаса. Современное её название, после восстановления в 2000-х гг. – Тихвинской иконы Б.М. Она являлась вторым кладбищенским храмом (теплым), была построена в 1786г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости»[1].

12 октября 1862г. эта церковь была закрыта, а вместо неё освящена вновь построенная с тем же названием[2]. Причиной закрытия храма послужила его теснота, сырость и угарность. Храм предполагали разобрать, но почему-то этого не сделали и он простоял в запустении до 1903г. В этом году во время обретения мощей преп. Серафима Саровского, арзамасский краевед, и городской голова Николай Михайлович Щегольков ходатайствовал перед епископом Нижегородским Назарием о построении в городе храма в честь новопрославленного угодника Божия. Поскольку денег на строительство новой церкви не было, было решено возобновить пустовавший кладбищенский храм. 17 июля (30 июля н.ст.) 1906г. состоялось торжественное освящение епископом Назарием храма Серафима Саровского. Торжества по этому случаю длились три дня. Внешний вид церкви остался прежним, а внутри всё было новым. Печи были разобраны, и потому храм стал холодным, т.е. летним. 19 июля (1 августа н.ст.) 1907г. был совершен первый крестный ход из Арзамаса к Серафимовской церкви, который повторялся ежегодно. По праву можно сказать, что церковь эта была любимым священным местом Н.М. Щеголькова, который перенес в неё многие семейные реликвии. Внутреннее убранство храма можно представить из описи, составленной Н. Щегольковым 15 октября 1907г.[3]

Особенностью этого документа является подробнейшее описание святынь, с любовью описанное арзамасским летописцем. Ниже представляем самые интересные и значимые места этой описи: « В алтаре на южном окне образ преп. Серафима, поясной, живописный 7*6 вершков, в киоте со стеклом, освященный на святых мощах преподобного и носимый на ближнюю и дальнюю пустыни, на место моления на камне и на целебный источник. Сия икона приобретена на возобновление сего храма в Сарове 4 сентября 1903г. раньше всех прочих икон. Храмозданный крест липовый с надписями, сделанными перед возобновлением храма. Находится на иконостасе. В иконостасе икона Спасителя в терновом венце. Сею святою иконою 24 июня 1845г. саровский игумен Исаия, бывший в дни преп. Серафима казначеем, благословил арзамасскую купеческую вдову М.И. Скоблину, когда она привезла в Саров вклад на вечное поминовение мужа её Сергия. Икона писана художественно на стекле в раме. Икона святителя и чудотворца Николая 3*2,5 вершка в серебряной ризе, сделанной на первые собственные деньги Николаем Михайловичем Щегольковым, полученные за славление Христа по совету боголюбивой матери рабы Божией Тамары в 1865г. Образ Божией Матери «Знамение» подобие Понетаевской чудотворной иконы. Освящен в Понтеаевском монастыре в первый год по прославлении Понетаевской иконы. Сопутствовала Варваре Щегольковой (родная сестра Н.М. Щеголькова – прим. А.П.) в Москву, где ей 2 февраля 1827г. была сделана операция ноги. Сопутствовала Михаилу Федоровичу Щеголкову (отец Н.М. Щеголькова – прим. А.П.) в Нижний Новгород, куда ему было нужно ехать 27 ноября 1844г., и с сей святой иконой провел ночь в заключении в селе Богоявлении и в ночь на 30 ноября благодатию Божией Матери избавлен был от уз и темницы. На аналоях: Икона преп. Серафима 7*6 вершков Дивеевского письма по золотому чеканному фону: изображение поясное. Освящена на мощах преподобного Серафима и прислана на благословение сему храму перед освящением его преосвященным епископом Назарием; принесена перед освящением из Воскресенского собора с крестным ходом. В день освящения перед нею пели величание. Для ношения этой иконы в крестные ходы устроен кивот со стеклом, золоченой рамы из багета. Икона Воскресения Христова и 12 праздников, художественного письма. Домовая святыня Прасковьи Петровны Скоблиной, урожденной Селедкиной, пожертвована при начале возобновления храма в 1904г., в киоте со стеклом. Икона свят. и чудотворца Николая 7*8 вершков в серебряной вызолоченной ризе, в золоченой раме с резьбой и кивоте со стеклом. Домовая святыня бывшего городского головы Василия Васильевича Фадеева». К этой описи уже после 1907г. сделана приписка Н.М. Щегольковым: «Пелена на святой престол под антиминс, цвета бордо на розовом коленкоре, пожертвована Н.М. Щегольковым о упокоении жены его Веры Михайловны»[4].

В 1918г. была составлена ещё одна опись имущества церквей Тихвинского кладбища, представленная в арзамасский комиссариат по отделению церкви от государства. Подписались под документом протоиерей Алексей Боголюбов, псаломщик А. Духовской, церковный староста Тихон Белев. Вот её содержание: [5]« …3. Церковь преподобного Серафима. Холодная, каменная однопрестольная, крытая железом с устроенной над ней колокольней 6 сажен*2 сажени. На колокольне колокола: большой в 108 пудов 2 фунта, полиеленый в 50 п. 7ф., повседневные в 34 п. 13ф., 16п. 2ф, 8п. 10ф. Другие колокола: 6п.18ф., 5п. 10ф., 3п., 2п. 3ф., 1п. 25ф., 30 фунтов. Всего 11 колоколов. В алтаре храма престол дубовый 1 аршин 8 вершков на 1 аршин 6 вершков. Одежда на нём: золотой парчи красными цветами. Жертвенник дубовый 1 аршин 8 вершков на 8 вершков. На горнем месте резное Распятие на тумбе с позолотой. На жертвеннике образ Пресвятой Богородицы «Умиление» с серебреным венцом и полями 5 вершков*4 вершка. На южном окне образ преп. Серафима живописный. Иконостас сосновый с липовыми резными украшениями 7 аршин шириною без позолоты. На нем иконы Благовещения и четырех евангелистов. Справа икона Спасителя, живописная со стеклом, слева икона Умиление Божией Матери живописная со стеклом 16*12 вершков. Над входом в трапезу Триипостасное Божество старинного письма в серебряных ризах и вызолоченных венцах, в киоте из красного дерева и золоченой раме 16*12 вершков. Паникадило медное, вызолоченное с хрустальными подвесками о девяти свечах»[6].

18 сентября 1918г. Тихвинской религиозной общине было передано на хранение до особого распоряжения имущество ликвидируемой тюремной церкви во имя благоверного князя Александра Невского. Акт передачи имущества подписали – бывший тюремный священник Михаил Геликонов, протоиерей Тихвинской церкви Алексей Боголюбов, начальник тюрьмы т. Шейбан, комиссар П.И. Троицкий[7]. 22 декабря 1918г. между Тихвинской общиной верующих и арзамасским комиссариатом по отделению церкви от государства был подписан договор о пользовании всеми тремя храмами. Договор подписали церковный староста Тихон Белев, Николая Ичаловский, Н.М. Щегольков – всего 38 подписей[8]. В 1923г. в Тихвинском приходе священником состоял Боголюбов Алексей Семенович, старостой – Язычков Петр Васильевич, члены церковного совета: Белев Тихон Михайлович, Суворов Петр Алексеевич, Щегольков Федор Николаевич (сын Н.М.Щеголькова, кустарь, ремесленник, бывший красноармеец – прим. А.П.)[9]. [1] Щегольков Н.М. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас 1911. С. 102.
[2] Щегольков Н.М. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас 1911. С. 242.
[3] ГУ ГАНО г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 12.
[4] ГУ ГАНО г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 12.
[5] ГУ ГАНО г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 12.
[6] ГУ ГАНО г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 12.
[7] ГУ ГАНО г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 152.
[8] ГУ ГАНО г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 12.
[9] ГУ ГАНО г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 12.




📷 Фотографии Арзамаса