Арзамасский живописец А.В. Ступин и его школа
Арзамасская школа живописи Александра Васильевича Ступина – значительное явление в истории русской культуры первой половины 19-го столетия. Это была первая в провинции художественная школа, в которой кроме людей свободных сословий могли учиться и крепостные крестьяне и дворовые люди. Правда обучение в школе живописи было платным и соответственно за крепостных крестьян и дворовых людей платили их хозяева помещики или купцы. Это давало людям из низшего сословия развить свой талант и иногда возможность получить свободу. Открытая в самом начале 19-го века и просуществовавшая 60 лет, ступинская школа выявила и воспитала немало народных талантов, многие из которых стали настоящими художниками и внесли свой вклад в русскую культуру.
История ступинской школы живописи неразрывно связана с жизнью самого Александра Васильевича Ступина. Его любовь к людям, его стремление помочь им найти своё призвание в жизни, безусловно, связаны с его собственными сложностями на жизненном пути.
Родился Александр Васильевич Ступин 13 февраля 1776 года. Точных сведений о месте его рождения нет. Его происхождение также покрыто тайной. Сам Ступин в своих «Записках» в 1847 году писал о своём происхождении, что он происходил из дворянской фамилии Борисовых, отец его матери был воеводой в Костроме (эти сведения приводятся в книге П. Корнилова «Арзамасская школа живописи» Л.-М., 1947.) [Ср. «Собственноручные записки» Ступина А.В. где он говорит, что «происхождение мое было от русской дворянской родовой фамилии Боршовых» (См.: Собственноручные записки о жизни академика Ступина А.В. // Щукинский сборник. – М., 1904. – Вып. III. – С. 370). «Записки» опубликованы на сайте. – Прим. ред. сайта]. По отцовской линии, Ступин также говорит, что у него дворянское происхождение и называет фамилию – Соловцов (сведения взяты из статьи М. Званцева «Необыкновенное дело» - Александр Васильевич Ступин и его школа - сб. статей «Люди русского искусства» Г.1960 с.359-389). Но там же в своих «Записках» он говорит, что правами дворянского происхождения пользоваться не мог, т.к. отдан был на время арзамасскому мещанину Василию Ступину, с тем, чтобы после устроить его жребий, однако судьба того не допустила. Мать его умерла, он был внебрачным ребёнком и ему была уготована иная стезя.
Среди различных авторов статей и заметок об А.В. Ступине существует несколько разных версий о его происхождении, но ни одна из них не даёт окончательного ответа на этот вопрос. Несмотря на это ясно одно, это то, что он был внебрачным ребёнком и мать вынуждена была отдать его на воспитание или усыновление арзамасскому мещанину Василию Ступину. Приёмный отец Василий Ступин вскоре ушёл в рекруты и о нем больше никаких сведений не имеется. Таковы краткие сведения о таинственном происхождении Александра Васильевича Ступина и о его появлении в нашем городе Арзамасе.
Дальнейшие сведения об А.В. Ступине найдены в Российских архивах г. Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Балахны и Арзамаса. Наиболее ранний документ, найденный на сегодняшний день – это запись в книге исповедных росписей Владимирской церкви г. Арзамаса за 1778 г. о бывших на исповеди Анисьи Степановны Ступиной и её сына Александра. Следует заметить, что здесь будущему художнику всего 2 года. Это самый первый документ, где упоминается А.В. Ступин с его приёмной матерью и это первое упоминание говорит о том, что его жизнь с самого раннего детства была связана с г. Арзамасом. К сожалению, документов Владимирской церкви за 1778 г. в Арзамасском архиве не имеется, исповедные росписи за этот год были найдены в фонде Нижегородской духовной консистории, часть документов которой находится в архиве г.Балахны.
Зато в Арзамасском архиве имеется запись в книге исповедных росписей Владимирской церкви г.Арзамаса за 1786 г. об А.В. Ступине. В этой книге записаны бывшие на исповеди: солдатская жена Анисья Степановна Ступина, далее следует обратить особое внимание на продолжение этой записи: и ее сын – приемыш, мещанин Александр Васильев в возрасте 10 лет. В этой же книге исповедных росписей за 1798 г. имеется запись о бывших на исповеди уже не солдатки, а вдовы Анисьи Степановны Ступиной, сына ее Александра Васильевича, жены его Екатерины Михайловны и их родившегося сына Рафаила.
Следующим интересным документом является запись в книге исповедных росписей Ильинской церкви г.Арзамаса за 1794 г. о бывших на исповеди Михаила Васильевича Черепенкина, его жены Марии Ивановны и их детей: Екатерины, Матрены и Михаила. Этот документ представляет новые уточняющие сведения из биографии Александра Васильевича Ступина. Так как во многих печатных изданиях об А.В.Ступине, и в частности в книге П.Корнилова «Арзамакссая школа живописи», говорится, что Александр Васильевич женился на Арзамасской мещанке Екатерине Михайловне Селивановой [биографы, по всей видимости, основываются на сообщении самого А.В. Ступина в его «Записках» – прим. ред. сайта]. Но документ, найденный в Нижегородском архиве, говорит о бракосочетании А.В.Ступина в 1795 г. с Екатериной Михайловной Черепенкиной. И уже, видимо, в последующие годы фамилия семейства Черепенкиных по неизвестной причине была изменена на фамилию Селивановых. Это подтверждает и запись в книге исповедных росписей Ильинской церкви г.Арзамаса за 1803 г. о бывших на исповеди семейства Михаила Васильевича Селиванова, в том же составе: жены и их детей, но уже без его дочери Екатерины.
Следующие два интересных документа это записи в метрических книгах: Владимирской церкви г.Арзамаса за 1797 г. о рождении у Александра Васильевича Ступина и его жены Екатерины Михайловны сына Рафаила и Троицкой особой церкви г.Арзамаса за 1809 г. о рождении их дочери Клавдии. И здесь опять следует отметить, что запись в документе о рождении Рафаила уточняет дату его рождения, так как во многих публикациях эта дата указывается 1798 годом.
В архивных документах имеются также сведения о бракосочетании художника Николая Михайловича Алексеева с дочерью А.В. Ступина девицей Клавдией Александровной[9] в 1834 г. Из другого документа видно, что Александр Васильевич Ступин помимо того, что целиком и полностью отдавал силы своему детищу – художественной школе, он был еще и старостой Свято-Духовской церкви. Говоря современным языком, занимался общественной деятельностью. Из записи в обывательской книге г.Арзамаса на трехлетие 1840-1843гг. мы узнаем, что у А.В. Ступина имелось в городе два дома со строениями и огородами, один в первой части прихода Святодуховской церкви, второй – в Троицкой.
Возвращаясь назад к истокам творческой деятельности А.В.Ступина, следует подчеркнуть, что его юношеское увлечение иконописью, это же являлось и основным средством к жизни, переросло в сильную тягу к живописи, но недостаток профессиональных знаний в этой области, послужил толчком к его поступлению в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств. После окончания которой в 1802 г. ему было присвоено звание художника. Копия аттестата на присвоение этого звания подтверждает это. Интересным документом является предложение президента императорской академии художеств графа Александра Строганова в Совет этой академии от 18 июля 1809 г. удостоить господина А.В.Ступина за заслуги в деле создания Арзамасской художественной школы и за достижения его самого и его учеников в области живописи, званием академика. Далее следуют два очень интересных документа, на которые следует обратить внимание. Это копия обращения министра народного просвещения графа Алексея Разумовского к Совету императорской академии художеств от 26 декабря 1811 г. о предоставлении ему сведений об Арзамасской художественной школе. И копия ответа Совета этой академии графу А.Разумовскому от 5 января 1812 г., в котором содержатся сведения о том, что школа содержится на средства, зарабатываемые академиком А.В.Ступиным заключением контрактов с лицами дворянского, купеческого сословий на обучение живописи их крепостных и дворовых людей, а также с лицами других сословий. В доказательство этих сведений в архивных документах имеется контракт, заключенный академиком А.В.Ступиным 22 января 1811 г. на обучение живописи купеческого сына из г. Сергача Ивана Озерского. В документах имеется и контракт, также заключенный А.В.Ступиным 3 мая 1811 г. со статским советником П.А.Галаховым на обучение живописи его крепостного дворового человека Тимофея Ослопова.
После присвоения А.В.Ступину звания академика, Санкт-Петербургская академия художеств получала ежегодно рапорта А.В.Ступина с отчетами о деятельности художественной школы и работами ее учеников.
К деятельности А.В.Ступина в деле художественного образования многие люди относились одобрительно. Об этом свидетельствуют два письма.
Письмо В. Братцова в императорскую академию художеств с выражением благодарности А.В.Ступину за обучение его дворового человека Ивана Горбунова. И письмо коллежского советника и кавалера, городничего г. Арзамаса Егора Степановича Бабушкина от 19 января 1825 г. с положительным отзывом о деятельности Арзамасской художественной школы и в частности об А.В.Ступине и его сыне Рафаиле. Из следующего документа – копии реестра учеников, находящихся в школе А.В.Ступина на 1825 г., видно, что на этот год в школе обучалось 26 человек. В копии письма из Совета императорской академии художеств академику А.В.Ступину от 6 февраля 1834 г. с ответом на его рапорт и отзывами о присланных картинах и рисунках работ учеников художественной школы говорится об объявлении похвалы ученикам Воронову и Климантову.
Дополнительными средствами к существованию Арзамасской художественной школы являлись выполнение А.В.Ступиным и его учениками заказов на художественные работы. Как например, условие, заключенное А.В.Ступиным 4 февраля 1826 г. с госпожой титулярной советницей Е.А.Путиловой о написании 50-ти образов для иконостаса, строящейся церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Богородском Самарской губернии.
По записи в книге расходов денег по Воскресенскому собору на 20 декабря 1848г. мы узнаем, что А.В.Ступиным были расписаны фронтоны холодного собора снаружи с 4-х сторон, а именно: Восстание Христа от гроба, Святой Троицы, Покрова Богородицы, Всех Святых и Спасителя, сидящего на престоле; за эту работу ему было уплачено 350 руб. серебром. В этой же книге расходов денег по Воскресенскому собору имеются аналогичные записи на уплату денег ученику А.В.Ступина художнику Осипу Семеновичу Серебрякову за написание образов: Благовещения Пресвятой Богородицы, Коронования Божией Матери и других.
Можно назвать уникальными сведения, имеющиеся в метрической книге Троицкой церкви с.Кирилловки Арзамасского уезда от 9 мая 1848 г. о бракосочетании управляющего имениями господина Языкова, из д.Саблуковки надворного советника Григория Карловича Криденера с тобольской мещанкой Акилиной Ивановой – родители художника В.Г.Перова. И также сведения из ревизской сказки за 1850 г., поданной коллежской советницей Е.П.Михайловой о крестьянах д. Пиявочного озера Арзамасского уезда, подписанной надворным советником Григорием Карловичем Криденером. В Арзамасском архиве имеется также книга рекрутского, ревизского и складского сборов Арзамасской мещанской управы на 1861 г., где значится Василий Васильев и он же Перов, один из ряда талантливых учеников А.В. Ступина.
Следующим интересным документом является запись в подомовом и квартирном листе из статистического отделения Арзамасской городской управы за 1895 г. о владельцах дома № 13 по ул.Сальникова г. Арзамаса, наследниках художника Александра Васильевича Шмидта, также ученика А.В. Ступина, с указанием при жилом помещении живописной мастерской.
Еще один документ, связанный с историей Арзамасской художественной школы, запись в книге исповедных росписей Ильинской церкви г. Арзамаса за 1783 г. о бывших на исповеди: вдовы Евдокии Яковлевны Варенцовой, ее сына Петра Ивановича, его жены Матрены Федоровны и их детей Федора и Михаила. Михаил, ученик ступинской школы, в последствии стал известным архитектором Коринфским, фамилия этой семьи была изменена ранее с Варенцовых на Коринфских.
Завершает эти сведения об Арзамасской школе живописи и ее основателе запись в метрической книге Свято-Духовской церкви г. Арзамаса за 1861 г. о смерти академика Александра Васильевича Ступина в возрасте 85 лет, записано – умер от престарелости.
Меняются времена, меняются эпохи, но искусство как и время вечно. Арзамасская школа живописи оставила свой неповторимый след в культуре России, ее талантливые ученики обогатили искусство нашей Родины, их картины имеются во многих музеях страны, а память об Арзамасской школе живописи и ее основателе А.В. Ступине будет хранится вечно не только в архивах и в музеях, но и в сердцах истинных ценителей прекрасного.
Зав. отделом информационно-поисковых
систем и использования документов ГАНО № 2, г. АрзамасБик .Ю
Потанин С.Н.