Система менеджмента качества

Сегодняшний день самостоятельно, хотим мы того или нет, диктует определенные правила и нормы, разрабатывает стандарты и положения, которые человек и все общество в целом не только принимает, но живет и развивается по ним, просто по тому, что иначе нельзя, иначе ты за бортом, иначе ты вне игры...

Существует несколько побудительных факторов, заставляющих предприятия сегодняшнего дня (какой бы то ни было формы организации направления деятельности) получать сертификат на соответствие системы менеджмента качества (СМК) требованиям ГОСТ Р ИСО 9001: во-первых, это требования потребителя, когда в договорах на поставку продукции имеется пункт о необходимости наличия на предприятии-поставщике сертифицированной СМК; во-вторых, повышение престижа организации, модная тенденция, использование сертификата в рекламных целях; в третьих, одно из необходимых условий при получении ГОЗ; и конечно, решение высшего руководства организовать управление предприятием таким образом, чтобы обеспечить выпуск качественной продукции и экономическое развитие предприятия. И соответственно, каждое предприятия само расставляет акценты, решая, что является для него самым важным в контексте сегодняшнего дня.

Какой из факторов стал приоритетным для ОАО "Арзамасский машиностроительный завод"?

Как поясняет начальник отдела управления системой менеджмента качества и качеством продукции (ОУСМКиКП) Евгения Малышева, для предприятия в большей или меньшей степени на решение о внедрении СМК повлиял каждый из вышеперечисленных факторов. С 1998 года, когда были сделаны первые шаги по внедрению СМК на АМЗ, это направление работы предприятия то приостанавливалось, то возобновлялось, что было в немалой степени обусловлено частой сменой высшего руководства.

- Активно и осознанно внедрение СМК началось лишь в 2006 году, - отмечает Е. Малышева. - Существующая на предприятии СМК к 2006 году была только на бумаге, то есть были разработаны необходимые документы, процедуры и процессы, которые, в основном, были внедрены в производство. Чтобы сказать, что СМК на предприятии работает, не хватало "осознанности", то есть требования есть, а зачем их соблюдать и для чего это нужно, персонал не всегда понимал.

Это непонимание системы персоналом и стало одной из главных трудностей при построении СМК. Конечно, и сейчас нельзя сказать, что построенная система "вжилась" в жизнь предприятия и понятна каждому работнику. В идеальном варианте СМК строится в условиях вовлечения в процесс построения всего персонала: каждый специалист вносит свой вклад, а инициатива построения СМК идет от высшего руководства. То есть идейным лидером СМК должен быть руководитель предприятия, а весь персонал, вдохновленный его идеями, должен построить систему управления организацией и улучшать ее для достижения поставленных перед предприятием целей. СМК можно сравнить со сложным механизмом. Он работает эффективно, если при этом все составные части механизма работают хорошо и слаженно между собой.

В идеальном варианте СМК - это способ управления предприятием для достижения целей по его развитию.

- Если оглянуться на два года назад, - вспоминает Е. Малышева, - то понимаешь, что многое и ты делал не так, ка следовало бы, что-то не осознавал, где-то заблуждался, во что-то самонадеянно верил. Это и есть, наверное, вполне здоровая самокритика, так необходимая дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Но ведь и процесс развития бесконечен, и возможно, через два года я скажу, что построенная СМК была на так хороша. А еще через два года требования внешних документов, требования российского и мирового рынка изменятся. Может измениться многое... Но в нашей системе существуют механизмы, которые позволяют отслеживать и реагировать на все изменения и менять СМК. Конечно, эти два года не прошли абсолютно гладко для АМЗ, возникали проблемы и сложности, которые необходимо было оперативно устраняться, чтобы делать следующий шаг. Очень тяжело построить за короткое время хорошую, работоспособную, развивающуюся СМК на крупном предприятии. Многие проблемы приходилось решать на стыке интересов нескольких подразделений. Не раз возникали конфликтные ситуации: кто же это работу будет делать.

Именно отсутствие сплоченности подразделений, стремления совместно прийти к общей цели - вот что в основном мешало построить систему. СМК должна быть результатом коллективного мышления.

- Основная задача, которую предстояло решить нашему отделу, опясняет Е. малышева, - вовлечь персонал подразделений в работу СМК и контролировать соблюдение требований СМК. В СМК входит 52 подразделения предприятия, все они были поделены на три группы и закреплены за одним из трех инженеров по качеству ОУСМКиКП. В задачу инженера входило: контролировать выполнение подразделениями намеченных мероприятий, разъяснять требования стандартов предприятия, консультировать, анализировать работу подразделения в области качества, осуществлять обратную связь от подразделений о возникающих проблемах по по выполнению того или иного требования СМК. По результатам работы уполномоченные по качеству подразделения получали премию согласно утвержденного управляющим директором положения. Построение работы отдела таким образом во многом позволило сделать СМК "осознанной" персоналом предприятия и постоянно контролировать ее внедрение в каждом подразделении.

Процедура проведения сертификационного аудита, соответственно, мало чем отличается от аудита СМК при получении заключения , что очень знакомо ОАО "АМЗ", неоднократно проходившему такие проверки.

"Сертификационный аудит" проводился в два этапа. Первый - анализ документации. В августе экспертной комиссии по их запросу был направлен комплект документов (стандарты предприятия и "Дела процессов") для экспертизы. В сентябре были получены замечания по документации и оперативно устранены внесением изменений в данные документы. Второй этап - аудит на месте: эксперты проверили 22 подразделения завода и оценили результаты их работы в области СМК.

Каков же результат? Самый что ни на есть отличный - сертификат соответствия СМК ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" получен!

Сертификат получен - что же дальше?

- А дальше - построение эффективно функционирующей СМК, - подводит итог Е. Малышева, - то есть такой системы качества, которая станет надежным средством стабильного удовлетворения возрастающих требований потребителей к качеству продукции при одновременном снижении затрат на ее производство.

По материалам газеты "Арзамасский машиностроитель"




📷 Фотографии Арзамаса