Проблемы школьного образования в Арзамасском районе в 30-е гг. XX века

Проблемы школьного образования Арзамасского района в 30-е гг. XX века в контексте постановлений ВКП(б) и советского правительства. В конце 20-х, начале 30-х гг. XX столетия, вопрос о школьном образовании остро встал перед советским руководством. Школа, созданная октябрьской революцией, показывала явные признаки деградации и не удовлетворяла запросы текущего политического момента. Развернувшаяся в стране «социалистическая перестройка народного хозяйства», вылившаяся в индустриализацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства, требовала наличие образованных кадров, специалистов нового идейного уровня, взамен царских «спецов». В этой связи руководство партии ВКП(б) и советского государства предпринимает кардинальные меры и в деле перестройки массовой школы.

В своем вступительном докладе на открытии XVI съезда ВКП(б) 27 июня 1930, И. Сталин коснулся проблемы культурного строительства страны. По его словам в СССР насчитывалось до 62,6% грамотного населения по сравнению с 33% в довоенное время. Главной задачей он видел переход на общеобязательное первоначальное образование: « Я говорю "главное", так как такой переход означал бы решающий шаг в деле культурной революции. А перейти к этому делу давно пора, ибо мы имеем теперь всё необходимое для организации обязательного всеобщего первоначального образования во всех районах СССР. До сего времени мы вынуждены были "экономить на всём, даже на школах" для того, чтобы "спасти, восстановить тяжёлую промышленность" (Ленин). За последнее время, однако, мы уже восстановили тяжёлую промышленность и двигаем её дальше. Следовательно, настало время, когда мы должны взяться за полное осуществление всеобщего обязательного первоначального образования…Я думаю, что съезд поступит правильно, если он примет на этот счет определённое и совершенно категорическое решение»[1].

Партийный съезд, следуя генеральной линии партии в лице Сталина, отметил некоторые успехи в области культурной революции. Однако темпы её развития были признаны недостаточными. Была поставлена задача ввести в ближайшее время всеобщее обязательное начальное образование и ликвидировать неграмотность населения[2].

Наказ Сталина был прямым указанием и XV Всероссийскому съезду советов, проходившем с 27 февраля по 5 марта 1931г. в Москве. Вопросу о перестройке школы на съезде уделялось огромное внимание. С большим докладом о всеобщем обучении и политехнизации массовой школы выступил народный комиссар просвещения А.С. Бубнов. Основными задачами перестройки школы он назвал: введение всеобщего семилетнего обучения, в т.ч. в национальных республиках; политехнизация школы путем прикрепления её к фабрикам, заводам, машинно-тракторным станциям, совхозам и колхозам; организация производительного труда учащихся, тесно связанного с теоретическим обучением; вовлечение всей массы учащихся в активное социалистическое строительство[3].

5 марта Председатель съезда М. Калинин, в своем заключительном слове по вопросу о школе сказал: «На самом деле социалистический строй подразумевает высококультурное общество; оно подразумевает, что, по крайней мере, подавляющая часть населения, если не все население, должна быть основательно грамотна. И мы сейчас видим, как каждый шаг нашего социалистического строительства, каждый шаг в различных сферах нашей деятельности все повелительнее и повелительнее требуют повышения образования, знаний. Ведь даже в капиталистических странах работники по образованию - в частности учителя - пользуются вниманием, уважением населения, тем более в нашей республике, в республике строящегося социализма, это внимание должно быть в сотни раз большее. Учитель работает над самой ответственной задачей - формирует человека. Вопросы народного образования имеют исключительное значение, ибо в конечном счете все наши успехи, все наши достижения в материальной части основаны на деятельности людей, и чем культурнее будут люди, тем продуктивнее будет их труд, тем выше будет их производительность. Это, так сказать, аксиома - общепризнанная истина. Поэтому вполне естественно, что наше правительство - как республиканское, так и союзное - уделяет всегда и постоянно исключительное внимание образованию народа»[4]. Интересно, что в постановлениях съезда неоднократно подчеркивается «дальнейшее улучшение материального и правового положения учителя, проводя в практике своей работы директиву Ленина о том, что «народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе»[5].

Перестройку образования предполагалось вести теми же методами и темпами, что и «социалистическую перестройку народного хозяйства». В пункте 19 Постановлений Всероссийского съезда было четко сформулировано, что «Съезд поручает правительству обеспечить срочную разработку Госпланом совместно с Наркомпросом РСФСР плана культурного строительства для нового учебного года с тем, чтобы он находился в полном соответствии с выполнением народнохозяйственной пятилетки в 4 года, а по важнейшим отраслям промышленности - в 3 года. Наряду с этим должен быть разработан и соответствующий план по завершению всеобщего обязательного семилетнего обучения, как одной из важнейших основных частей культурной пятилетки»[6].

Но почему же именно в годы первых пятилеток столь пристальное внимание руководство партии обратило на школу? И.Сталин, говоря, что «до сего времени мы вынуждены были экономить на всём, даже на школах", нисколько не лукавил. Важнейшей задачей советской власти было восстановление народного хозяйства, так что даже дело ликвидации безграмотности отошло на второй план. Теперь же, когда внутри ВКП (б) разворачивалась решающая борьба за власть, когда шло наступление на крестьянство, ликвидировался целый класс собственников, когда началась третья, решающая волна гонений на Православную церковь, потребовалось создать идейный оплот партии, состоящий из детей-школьников. Именно для этого вводилось семилетнее образование, имеющее своей целью 100% охват детей. Первый пункт «Необходимых мероприятий по обеспечению проведения всеобщего обучения и политехнизации школы» предполагал развертывание массовой кампании по борьбе с непосещаемостью школы и с отсевом учащихся; организацию деточагов, детсадов, площадок и яслей « для освобождения от домашнего труда девочек во время учебы»[7].

Громадное внимание уделялось идеологизации школы, без чего терялся весь смысл перестройки. В постановлениях XV Всероссийского съезда советов прямо указывалась необходимость проникновения в практику массовой школы методов социалистического соревнования и ударничества. Огромную роль в школе должны были играть такие идеологические организации, как пионерия и комсомол. Девятый пункт постановлений Съезда предписывал Наркомпросу и ЦБ юных пионеров разработать план практических мероприятий по укреплению пионерской организации, обеспечить школы подготовленными к работе с детьми пионервожатыми. Подчеркивалось особое значение организации летнего отдыха учащихся с обязательным массовым выездом школьников в пионерские лагеря. Народному комиссариату просвещения предлагалось даже разработать план постепенного перехода школ на непрерывный учебный год. Партия стремилась максимально удалить детей, особенно крестьянских, от «негативного» воздействия родителей, превратив тем самым школу в кузницу юных коммунистов. Возрастали и качественно менялись требования к советскому учительству. Наркомпросу предписывалось «принять все меры к быстрейшему развертыванию научно-исследовательской педагогической работы на основе принципов марксистско-ленинской педагогики, заложенных Марксом и Энгельсом(! выделено авт.)»[8].

Съезд считал неудовлетворительным снабжение учителя и школы учебными пособиями, отвечающими современным требованиям коммунистического воспитания детей и политехнизации школы. Срочно требовалось развернуть сеть курсов для подготовки «громадной армии новых учителей», вербовавшихся из батраков, колхозников, рабочих и комсомольской молодежи». Нарком просвещения Бубнов, рассуждая о подготовке учительских кадров, напомнил, что « у всеобуча есть авторитетный шеф, это - комсомол. Надо сказать, что этот шеф не всегда в достаточной мере выполняет свои обязательства. Мы должны перед комсомолом поставить вопрос о том, что его шефство имеет на данном этапе проведения всеобуча особенное значение. Сейчас, когда мы вступаем в решающий этап всеобуча, когда мы должны вести борьбу за общедоступность и обязательность школы, за качество школьной работы, мы должны поставить перед комсомолом целый ряд новых задач. И мы не сомневаемся, что ленинский комсомол их выполнит…»[9].

Президиум Всероссийского съезда советов констатировал факт, что качество работы школы еще чрезвычайно отстает от требований марксистско-ленинской педагогики и социалистической реконструкции народного хозяйства. А это огромный минус, ибо осуществление быстрейших темпов введения всеобщего обучения и ликвидации неграмотности «будут реально способствовать разрешению всемирно-исторической задачи догнать и перегнать капиталистические страны». В целях дальнейшей идеологизации образования, Наркомпросу, Радиоцентру и Союзкино поручалось разработать план практических мероприятий по использованию радио и кино в «интересах осуществления всеобуча и политехнизации, и в особенности, в целях повышения квалификации пионервожатых и работников просвещения». Вмешательство партии в вопросы школьного образования и в дальнейшем носили характер директив и постановлений, которые впрочем, без рассуждений принимались комиссариатом просвещения, педагогами и профессорским составом вузов. Как пример можно привести известное постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».

Центральный комитет партии установил, что «Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых «педологов» и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся». Работа педологов, сводившаяся к « ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией…» доказывала «якобы, с «научной» «биосоциальной» точки зрения педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения. Тем самым находился повод для удаления ребенка из нормальной школы. Это вылилось в создание огромной сети школ для «дефективных и трудных детей», куда причислялись вполне здоровые и успешные школьники. Теория педологии была признана ЦК ВКП (б) ложной, базировавшейся на практике буржуазных ученых, «ложно-научных, антимарксистских положениях». К таким положениям был отнесен, прежде всего, главный закон педологии — «закон фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды». ЦК партии указал, что «этот глубоко реакционный «закон» находится в вопиющем противоречии с марксизмом и со всей практикой социалистического строительства, успешно перевоспитывающего людей в духе социализма и ликвидирующего пережитки капитализма в экономике и сознании людей». Данное постановление, таким образом, приравнивало педологию к реакционной, буржуазной науке, полностью восстанавливало педагогику «как науку, и педагогов как ее носителей и проводников». Советское общество единогласно приняло мнение партии, и началось массовое изгнание педологов из школ. В газетах зазвучали дифирамбы в адрес «мудрых правителей». Показательной в этом роде была статья директора школы №29 Фрунзенского района Москвы Е. Мартьянова, на страницах «Учительской газеты». Автор пишет, что данное решение ЦК партии «сыграло крупную роль в перестройке всей учебно-воспитательной работы советской школы. Без преувеличения можно сказать, что обучение и воспитание в нашей школе с каждым годом становятся все более и более слаженными и по форме и по содержанию…Благотворное влияние решения ЦК партии особенно чувствуется в том внимании, в той чуткости, с которыми педагоги подходят к каждому отдельному учащемуся…Успешные, в общем, результаты в значительной мере объясняются именно тем, что советское учительство правильно поняло указания ЦК партии о восстановлении в правах педагогики и педагогов…». И опять обращается большое внимание на идеологический аспект воспитания школьников: «ЦК партии в ряде своих постановлений дает развернутую программу строительства советской общеобразовательной школы. Последовательное осуществление этих решений создает новый в истории педагогики тип воспитания – коммунистическое воспитание молодого поколения…Мы реально ощущаем новую, марксистско-ленинскую педагогику социалистического общества. Этим мы обязаны великому педагогу наших дней – товарищу Сталину…»[10].

Общесоюзные события, конечно, не могли обойти стороной и арзамасское учительство, и средства массовой информации. Газета «Арзамасская деревня», позже переименованная в «Арзамасскую правду» старательно перепечатывала постановления партии и правительства, передовые статьи идеологически подкованных педагогов столицы и областного центра. В одном из номеров «Арзамасской правды» была помещена фотография нового здания с характерной подписью: «Меняет свое лицо город Арзамас. Там, где раньше были церкви, монастыри – очаги поповского дурмана, выросли жилые дома, клубы, сады. На снимке: Детский сад, построенный на месте бывшего Спасского монастыря». Вопросам идеологизации подрастающего поколения в городе и районе также уделялось пристальное внимание. Однако, несмотря на все потуги в этом деле, комсомольские и пионерские ячейки насчитывали крайне мало членов, о чем регулярно докладывалось на собраниях. Еще хуже обстояло дело с антирелигиозной пропагандой как среди учащихся, так и среди взрослого населения. На 1928г. в Арзамасской волости насчитывалось 5 ячеек безбожников. Ново-Усадская ячейка, состоящая из 14 человек, в течение года провела 4 беседы на темы: «Был ли Христос?», «Противоречия Евангелия», «Бог и человек», «Происхождение Пасхи».[11]

Вообще число воинствующих безбожников в уезде, к досаде местных властей, было неудовлетворительно малым, да и работа в кружках велась вяло, без энтузиазма. Из доклада председателя совета СВБ арзамасской волости (27 апреля 1930г.) мы узнаем, что ячеек СВБ в волости 17, число членов – 170, школьных ячеек – 9, кружков безбожников при ячейках – 8. Выписано литературы для ячеек на 60 рублей, выписано газеты «Безбожник» - 54 экземпляра. Через райком даны указания о проведении «антипасхи» [12].

Школьные ячейки боролись против участия детей в религиозных праздниках, с пропусками уроков, а также организовывали вечера и спектакли антирелигиозного содержания. Работа с взрослыми велась по антирелигиозному учебнику, а зачастую прямо в полях во время посевной кампании. И без того уставшим колхозникам и крестьянам читались в минуты отдыха лекции и доклады на темы «Бог и сельское хозяйство» и т.п. Ячейки сел Селемы и Хватовки активно участвовали в колхозном движении, что неудивительно, ибо все их члены были партийцами или комсомольцами. Селемская ячейка целиком вступила в колхоз. Была организована группа активистов – безбожников по проведению антипасхи, но в связи с выездом товарищей на посевную, план проведения мероприятия был сорван. А всего во время весеннее – посевной кампании и коллективизации было прочитано 32 лекции на антирелигиозные темы. И все же работа ячеек безбожников оценивалась неудовлетворительно. Своим опытом в деле безбожного воспитания подрастающего поколения делилась школа им. Кирова. В ней организовался антирелигиозный кружок из 19 учеников, руководила которым учительница М. Волонкина. Юные атеисты выпускали стенгазету «Безбожник», в которую писали статьи на темы: «Антирелигиозные взгляды Т.Г. Шевченко», «Оборона СССР и религия», «Масленица – языческий праздник», «Вред причастия» и т.п. Преподаватели школы при прохождении программного материала показывали учащимся, «какую гнусную роль играла религия, защищая интересы капиталистов и помещиков».[13]

Таким образом, массовая советская школа, получившая свое окончательное оформление в 30-е гг. прошлого столетия, служила прежде всего интересам партии в деле развернувшейся социалистической перестройки народного хозяйства. Воспитание школьников, рассматривавшееся через призму марксистско-ленинско-сталинской идеологии, являлось одним из звеньев культурной революции советского общества, имевшей целью создание идейно подкованных строителей коммунизма.

[1] Газета «Правда» 29 июня 1930г. № 177.
[2] История КПСС. Т. 4, Кн. 2. Mосква, 1971.
[3] Газета «Известия» 5 марта 1931г. № 63(4270).
[4] Газета «Известия» 6 марта 1931г. № 64(4271).
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Газета «Известия» 5 марта 1931г. № 63(4270).
[10] «Учительская газета». 5 июля 1938г. № 90 (2395).
[11] ГУ ГАНО г. Арзамас Ф. Р-550. Оп. 1. Д. № 41. Л. 10.
[12] ГУ ГАНО г. Арзамас Ф. Р-550. Оп. 1. Д. № 41 Л. 8 – 20.
[13] Арзамасская правда №. 87, 89. 13, 16 апреля 1941г.




📷 Фотографии Арзамаса