Верность выбранной профессии

Не так часто можно встретить человека, который все душой предан своей профессии. Как правило, для таких людей она становится образом жизни. К примеру, отличительным качеством конструктора является то, что он постоянно находится в поиске, мыслит, изобретает и разрабатывает что-то новое.

Главный конструктор ОАО «АМЗ» Александр Григорьевич Масягин привык с юношеских выполнять все задания на «отлично». Неслучайно именно он стал первым выпускником, окончившим школу с серебряной медалью. Получил бы и золотую, если бы в школе уже имелась практика вручения медалей. Наверное, преуспел бы и на производстве, потому что учеба в нижегородском Автомобильно-дорожном техникуме давалось легко, если не пришла повестка в армию. Она-то и изменила дальнейший ход жизни.

- В армии я прошел путь от простого рядового до сержанта, - рассказывает Александр Григорьевич. – Меня приглашали даже продолжить образование в одном из военных вузов. Однако я решил связать свою жизнь с производством военной техники и поступил в Горьковский политехнический институт на кафедру вездеходных машин, считая, что таким образом принесу больше пользы обществу. Помню, что завкафедрой подарил мне книгу с надписью «Будущем главному конструктору…».

Символично, не правда ли? Возможно, эта фраза преподавателя и предопределила профессиональный путь Александра Григорьевича. Разрабатывать новые образцы, модернизировать существующие и сопровождать действующее производство – вот триада, на которой базируется деятельность конструктора. Александр Григорьевич с этой нелегкой работой справляется. Неслучайно, он прошел весь путь от рядового до главного конструктора серийных автомобилей ОАО «ГАЗ», а сейчас является главным конструктором ОАО «АМЗ».

По мнению Александра Григорьевича, высшим достижением для конструктора является создание новой машины, отвечающей современным требованиям и обладающей качественно новыми характеристиками. Кроме того, нужно, чтобы она выпускалась в серийном производстве и была востребована у людей, для которых была создана.

Тем, кто разрабатывает технику, просто необходимо обладать особенным мышлением, помогающим представлять в уме не только агрегат или узел, а всю машину целиком.

- Одно из крылатых изречений гласит «Ораторами становятся, поэтами рождаются». На ваш взгляд, конструкторами становятся или рождаются?

- Прирожденному конструктору все удается. Помимо разработок проектов, одним из главных качеств, является умение убеждать заказчика. Любой разработке не будет дан зеленый свет, если специалист не сумеет доказать ценность конструкции, ее полезность и преимущество по сравнению с другими. Так, например, разработка машин, создаваемых в рамках опытно-конструкторских работ «Росток», «Водник», «Тигр», «Каратель» вначале велась в инициативном порядке, и только после того, как заказчику предоставлялись убедительные доказательства новых возможностей, они получали официальное признание.

Конструкторов, под руководством которых создается новая техника, единицы. Как здание строится из кирпичей, так и автомобиль создается из отдельных узлов, деталей и агрегатов. Поэтому в этом деле очень важно, чтобы его проектированием занимались высококвалифицированные специалисты. На моей памяти были люди, которые приходили работать конструкторами, а становились только узкими специалистами, то есть занимались деталировкой узла, который разрабатывался другими. Именно от работы конструкторов-профессионалов своего дела во многом зависит, какой будет машина. Ведь именно на стадии проектирования закладываются основные параметры машин, ее качество, надежность, простота эксплуатации и т.д.

- Работа конструктор отличается четкостью и отлаженностью. Наверное, проявление каких-либо эмоций и творческого подхода в ней исключено.

- Для того чтобы создавать что-то новое, человеку просто необходимо относиться к своей работе с интересом и любовью, иначе у него ничего не получится. Специалист должен быть влюблен в свое дело и «зажигать» этой любовью весь коллектив. В нашем деле оставаться равнодушным нельзя.

Конструкторская работа, безусловно, творческая, а настоящие конструкторы – люди талантливые. Они, как правило, не только рабочее, но и свободное время посвящают обдумыванию своих новых идей.

- Приходилось ли вам, Александр Григорьевич, участвовать в испытаниях спецтехники и общаться с людьми, находившимися за рулем наших машин при выполнении миротворческих миссий и предотвращения военных конфликтов?

- Мне не только довелось участвовать в испытаниях и наблюдать, как наши проходят по танковой трассе, пересеченной местности и асфальту, но и самому находиться за рулем военной техники. Только на месте водителя в полной мере ощущаешь, что и как работает, отвечает ли машина предъявляемым ей требованиям и характеристикам. Экстремальные условия, в которых испытывается наша техника, позволяют выявить все ее слабые стороны, а также важнейшие характеристики – надежность и долговечность.

Общаясь с людьми, которые участвовали в военный конфликтах, например, во время чеченского в Ханкале, я воочию видео возможности спецтехники, видел наши машины с боевыми повреждениями… В такие моменты четко осознаешь, для чего она создана… что в твоих руках жизнь человека…

Александр Григорьевич – руководитель многих разработок военных машин. Однако был в его деятельности период, когда он совместно с коллегами занимался составлением проектов машин для народного хозяйства. В трудные 90-е годы многие заводы переходили на конверсию, в том числе и машиностроительный. Но и к этой работе, хоть и не относящейся к военному профилю, Александр Григорьевич подходил основательно и ответственно, повышая тем самым свой профессиональный уровень.

- Потерю военных заказов мы компенсировали проектирование гражданских машин для народного хозяйства, - вспоминает Александр Григорьевич. – Завод пошел на этот шаг, чтобы сохранить кадры. Творческий потенциал конструкторов был задействован на разработку гражданской техники. Это потребовало от нас нового подхода, совершенствования в профессии, изучения передовых технологий.

Используя базовые решения, которые применялись при изготовлении военных машин, мы создавали порой такую технику, аналогов которой в машиностроительной отрасли до этого не было. Это автомобили ГАЗ-59401 и ГАЗ-59402 на комбинированном ходу, имеющие в дополнение в основному железнодорожный ход. Один из них был предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, для проведения ремонтных и спасательных работ в местах аварий линий электропередач, нефте- и газопроводов, другой – для тушения пожаров. Это лестной сортиментовоз МЛ-103, вездеходная плавающая машина для перевозки пассажиров ГАЗ-59037Ф и плавающий грузовик ГАЗ-59037.

Разработка новой техники и модернизация существующей требует от конструктора энергии, постоянного роста и желания работать. В этом плане Александр Григорьевич – пример для молодых специалистов. О своей работе он до сих пор говорит с блеском в глазах.

- Необходимо постоянно совершенствовать машину, - отмечает Александр Григорьевич, потому что ее «доделка», устранение недостатков и доработка конструкции – это очень важный и нужный этап работы над любой техникой. Если сравнить новую машину с ребенком, то процесс доработки будет сродни процессу его воспитания.

Чтобы создавать современные машины, соответствующие новым реалиям, нужно знать технологию производства и повышать профессиональные знания.

- Я всегда стремился к обучению и познанию чего-то нового, - отмечает конструктор, – посещая различные выставки и салоны. – посещая различные выставки и салоны, участвуя в форумах и семинарах, мы имеем возможность изучать технику других стран, обмениваться опытом, идеями и предложениями.

- Есть такое понятие как профессиональный долг. По вашему мнению, выполнили ли вы его?

- Я осознанно сделал выбор в отношении данной профессии, потому что ощущал некую внутреннюю потребность. Считаю, что, занимаясь конструированием, я приношу пользу людям. И с каждым годом я все больше понимаю, сколько еще предстоит сделать, чтобы с уверенностью сказать: «Я исполнил свой гражданский долг».

Но видимо, у данной профессии есть свои особенности. В частности, Александр Григорьевич испытывает удовлетворение не только от проделанной работы, но и от той, которую еще предстоит сделать, опираясь на ранее принятые решения. Иные можно просто, как настоящие спортсмены, потерять форму. Только «постоянные тренировки», стремление и желание изобретать что-то новое, расти и совершенствоваться – вот это и есть залог успеха.

- Вы более 40 лет в отрасли машиностроения. Что она для Вас значит, и как вы относитесь ко Дню машиностроителя?

- Посвятив свою жизнь машиностроению, я не изменил своей профессии и ни разу не пожалел о сделанном выборе. Думаю, что машиностроительная отрасль аккумулирует в себе многие достижения из других областей науки и техники и без нее невозможен прогресс общества. Специфика нашей работы в этой отрасли заключается в том, что мы создаем военную технику для российской армии. Государство, которое имеет армию, оснащенную современными машинами, - это сильное государство, которое способно обеспечить мирную жизнь людей.

По материалам газеты "Арзамасский машиностроитель"




📷 Фотографии Арзамаса