Страницы из истории Арзамасского общества хоругвеносцев
Арзамасское общество хоругвеносцев создано было при Арзамасском Воскресенском соборе в 1903 году по многочисленным пожеланиям жителей города и уезда, благодаря усердию Николая Михайловича Щеголькова. Находилось оно в ведении Нижегородского епархиального начальства. Учрежденное в память отмены 19 февраля 1861 года крепостного права, общество носило имя благоверного князя Александра Невского.
В своих рядах общество объединяло людей всех сословий: от известных арзамасских купцов до простых мещан и крестьян близ лежащих сел и деревень. Этих людей объединяла и влекла одна общая цель – горячее желание служить пользе Отечества под знаменем православной веры. Деятельность общества кроме заботы о развитии духовной жизни народа простиралась и на воспитание чувств патриотизма и любви к родной истории. Осуществялось это, в первую очередь, через устройство крестных ходов в память различных событий – как общегосударственых, так и местных.
Первое собрание членов общества состоялось 23 марта 1903 года. По приглашению благочинного смотрителя церквей города Арзамаса протоиерея Федора Ивановича Владимирского в Воскресенском соборе собрались лица, ходатайствовавшие об учреждении в Арзамасе общества хоругвеносцев. На этом собрании был зачитан устав общества, утвержденный Святейшим Синодом 15 января 1903 года. В уставе говорилось, что членами общества могут быть все сочувствующие обществу и разделяющие цели его деятельности лица мужского пола, достигшие совершеннолетия, без различия сословия, но православного исповедания. Количество членов не ограничивается. Желающие быть членами общества подавали письменное прошение в правление или председателю общества, который, по собрании сведений о добропорядочности и благонадежности просителей, от имени правления общества делал представление об утверждении их в звании действительных членов. Члены общества должны были уплачивать взносы в кассу общества не менее одного рубля в год на различные благотворительные расходы.
На первом собрании общества присутствовали шестьдесят два человека. Среди них были: купец Дмитрий Андреевич Сурин, священник Иван Федорович Паскевич, потомственный почетный гражданин Арзамаса Илья Васильевич Бебешин, секретарь Арзамасской земской управы Александр Иванович Салтанов, мещанин Николай Михайлович Перетрутов, цеховой Николай Алексеевич Ичаловский, крестьянин села Выездной Слободы Иван Зиновьевич Шульпенков и деревни Пушкарки Федор Семенович Крылов, нижегородский мещанин Александр Степанович Горностаев и другие.
На собрании путем голосования были единогласно избраны: на должность председателя правления – мещанин Алексей Михайлович Чичеров, кандидатом к нему – купец Дмитрий Андреевич Сурин. Арзамасский мещанин Николай Михайлович Щегольков был выбран в члены правления и при этом изъявил согласие быть делопроизводителем общества и был им на протяже-нии всего времени существования общества. Быть казначеем общества изъявил согласие купеческий сын Николай Васильевич Бебешин. Следует заметить, что все члены правления исполняли свои обязанности безвозмездно.
На следующем собрании, которое состоялось 11 апреля 1903 года в помещении Арзамасской мещанской управы, обсуждали вопрос о приобретении на собственные средства кафтанов принятого образца (по образцу кафтанов Нижегородского Георгиевского общества хоругвеносцев). Староста арзамасского Воскресенского собора Михаил Алексеевич Чичеров высказал желание соорудить на свои средства для общества хоругвь с тем условием, чтобы на одной стороне изобразить Архистратига Михаила, митрополита московского Алексия и преподобного Серафима Саровского, а на другой стороне – мученицу Александру, мученицу Татьяны и святителя Николая Чудотворца. Также на этом собрании был утвержден список старшин (и кандидатов к ним) по церковным приходам, которые должны были доводить до членов прихода сведения о проведении обществом разных мероприятий и приглашать их принять участие.
Одним из таких мероприятий стало участие в организации торжеств, посвященных памяти воинов-арзамасцев, погибших в битве с поляками под городом Зарайском Рязанской губернии в 1608 году (в настоящее время город находится в Московской области). Еще за два года до трехсотлетнего юбилея, 5 марта 1906 года, Щегольковым Н.М. было сделано предложение о почтении памяти павших арзамасцев. По свидетельству летописцев, арзамасцы, будучи верны законному московскому правительству, вместе с рязанцами пришли из Переславля Рязанского под Зарайск, чтобы освободить этот город, занятый поляками. Польский воевода Александр Лисовский вывел им навстречу из города свое войско и разбил их, причем убито одних арзамасцев триста человек. Трупы их он велел положить в одну яму и для своей славы насыпал над этой могилой курган. Он находился в Зарайске рядом с церковью Благовещения, на его вершине стоял чугунный крест. По свидетельству зарайцев, в прежнее время раз в год на курган приезжали посланники из Арзамаса служить панихиду.
Н.М. Щегольков предложил соорудить памятную хоругвь и послать ее в город Зарайск в Благовещенскую церковь с делегацией минимум из трех человек, которые в день 300-летия отслужили бы на кургане панихиду. В Арзамасе в этот день также предлагалось совершить поминовение убиенных воинов. На торжествах в Зарайске Николай Михайлович произнес речь, полную чувств патриотических, чувства скорби по погибшим воинам и чувства гордости за своих земляков, не посрамивших чести родного города. В частности, обращаясь к павшим как к живым, он сказал: «…Триста лет назад, напутствуемые слезами, благожеланиями и молитвами отцов и матерей, жен и сыновей, братьев и сестер, сродников и сограждан их, с скорбию в сердцах, оставили вы родной свой город Арзамас, чтобы идти на подвиг ратный в далекую, многим из вас неведомую, сторону. Вы шли не завоевывать чуждые земли, не с тем, чтобы набрать пленников и обратить их в своих рабов, ни с корыстной целью награбить чужого добра и принести его в свои дома. Нет! Вас влекла на поле брани священная обязанность избавить Святую Церковь и Отечество от нашествия иноплеменников! Сердца ваши горели любовию к Отечеству и вы готовы были положить души за други своя. … Не прошло с кончины вашей и пяти лет, как поляки были изгнаны не только из Москвы, но и из пределов России… Теперь даже сами поляки не знают, где покоится их полководец Лисовский, а насыпанный курган сделался вашим памятником… И вот, наконец, ныне мы в светлые дни Святого Воскресения Христова оставили свой родной Арзамас, чтобы совершить далекий и нелегкий путь, пришли на место погребения вашего, чтобы воздать Вам земной поклон от вашего родного города, уронить на вашу могилу свою слезу и вознести о вас молитву ко Господу Богу…»
В своем отчете Арзамасскому городскому голове гласные депутаты городской думы Д.А. Сурин и Н.М. Щегольков докладывали: «…Арзамасская депутация, состоявшая кроме нас из протоиерея Ф.И. Владимирского, мещанского старосты В.М. Лихонина и избранных представителей от обществ: мещанского – А.И. Мунина, ремесленного – И.П. Самылкина, по прибытии в г. Зарайск встречена была на вокзале железной дороги представителями города с хлебом-солью и приветствием. Для пребывания депутации приготовлено было от города приличное помещение. Чествование памяти воинов-арзамасцев совершено было 20 апреля по составленному городской Управою церемониалу…».
В день 300-летия на кургане в Зарайске воинам-арзамасцам был поставлен памятник, на котором написано стихотворение:
Под сим курганом и крестом спят Арзамасцы вечным сном.
Тому уж триста лет назад, как все сказания гласят,
С кичливой Польшею в борьбе стяжали славу здесь себе,
Исполнив долг святой, за честь страны родной!
Так пусть же слава их и в нас любовь к Руси пробудит,
В годину бед их смерти час для нас примером будет!
В том же 1908 году от зарайского отдела Союза русского народа на имя председателя правления Арзамасского Александро-Невского общества хоругвеносцев было отправлено письмо, в котором, в частности, говорилось: «…В честь славных арзамасцев поручено написать Вам, что добрая память об арзамасцах вечно будет жить в сердцах членов Зарайского отдела «Союза русского народа».
В 1915 году был решен вопрос об установлении значков для членов общества хоругвеносцев. По указу Его Императорского Величества представленный на рассмотрение рисунок нагрудного знака для ношения членами этого общества был утвержден. Образец этого значка, сохранившийся в документах общества, выглядит следующим образом: на двух полукольцах голубого цвета, по-видимому, покрытых эмалью и соединенных в круг, начертано название общества; внутри кольца золотистого цвета хоругвь с изображенным на ней крестом, а с наружной стороны кольца – золотистое лавровое обрамление и венчающая его российская корона.
За очень короткий срок общество хоругвеносцев своей деятельностью заслужило среди местных жителей добрую славу. Оно оказывало большое духовное влияние на жителей города и округи.
Заведующий отделом информационно-поисковых систем
и использования документов Арзамаского филиала
Государственного архива Нижегородской области
С.Н. Потанин