Атеистическая борьба в Арзамасском крае в 1918-1930-х гг. (Из главы «Пресса, комсомол, безбожники» книги «Провинциальный апокалипсис»)

Антирелигиозная пропаганда явилась одним из важнейших рычагов переустройства российского общества в первые десятилетия советской власти. Как в центре, так и в провинции велась планомерная борьба с «религиозными предрассудками». Местное советское и партийное руководство стремилось неукоснительно исполнять инструкции из столицы, порой в своей ретивости превосходя ожидания центральной власти. В деле богоборчества были активно задействованы центральная пресса, местная печать, а также созданные молодежно-общественные объединения – отпрыски РКП (б): комсомол, пионерия, союз воинствующих безбожников. Эти организации играли роль идейного молота, сокрушая религиозное сознание русского народа. Пропаганда безбожия приняла массовый размах.

Руководящую роль в организации антицерковной кампании играло Политбюро ЦК РКП (б). В марте 1922г. оно обращалось к «церковному вопросу» почти на каждом заседании 2-3 раза в неделю, а иногда и в перерывах между заседаниями путем опроса своих членов[1]. При ЦК РКП (б) была создана Антирелигиозная комиссия под председательством Н.Н. Попова. Отчеты комиссии о проделанной работе регулярно представлялись в Политбюро ЦК РКП (б). Работа велась по следующим направлениям: 1) непосредственная антирелигиозная пропаганда и агитация; 2) конкретная борьба с церковной контрреволюцией в лице «тихоновщины»; 3) разложение Православной Церкви; 4) борьба с сектантством; 5) правовые мероприятия, облегчающие партии борьбу с "религией и мистикой всех видов"[2]. Доклад Антирелигиозной комиссии от 12 декабря 1922г. знакомит с рассмотренным и утвержденным планом намеченной к выпуску книжной и брошюрной антирелигиозной литературы: брошюр Лафарга, «Христианство и коммунизм» Бебеля и прочих марксистских классиков. По согласованию комиссии и Агитпропа ЦК с издательством «Красная новь» предполагалась в ближайшее время командировка в Берлин "ответственного товарища" с целью закупки имеющейся на иностранном рынке антирелигиозной литературы, годной для перевода, ибо «ощущается острый недостаток в литературе, освещающей с марксистской точки зрения историю российской церкви и взаимоотношений между церковью и государством. При полном отсутствии литературных сил, могущих теперь же взяться за заполнение этого пробела, комиссия не видит другого выхода из положения, кроме обращения к институту красной профессуры, которому предполагается заказать ряд монографий по истории византийской и русской церквей»[3]. Вот куда, кроме прочего, тратились народные деньги и средства, собранные для голодающих – на командировки за границу «ответственных работников» для покупки атеистического сырья, ибо своего, в России не имелось или было очень мало. Кроме того, в стране не оказалось литераторов, желающих по велению сердца мараться в антирелигиозной грязи, поэтому государство и партия заказывают «красной профессуре» написать, выдумать факты, очерняющие историю Византийской и Русской Церкви. 1 января 1923г. начала выходить газета «Безбожник» под редакцией Флеровского, пока еще тиражом в 15 тысяч экземпляров. В пику православным готовилось кощунственное «комсомольское рождество». К его началу в срочном порядке выпускалась брошюра Ярославского «Как родятся боги», распространенная частично между делегатами X съезда Советов[4]. О «комсомольском рождестве» подробно говориться в докладе от 17 января 1923г. Праздник, по мнению членов Антирелигиозной комиссии, в целом удался, но были и «перебарщивания», поэтому предлагается впредь выработать ясные и точные инструктивные указания, «исключающие всякие головотяпства». В следующем докладе от 22 марта 1923г. упоминается о подготовке к «комсомольской пасхе» и выходе в свет специального сборника и книги Ярославского «Как родятся, живут и умирают боги и богини» (фантазия этого "товарища" была, видимо, довольно примитивна). Комиссия продолжает считать, что «главным методом антирелигиозного просвещения масс должна быть углубленная пропаганда, что с предрассудками масс приходится серьезно считаться и осторожно к ним подходить...»[5]. Как на ошибку в деле пропаганды указывалось на журнал «Безбожник» (не путать с одноименной газетой): «…Наряду с заметками издевательского характера по адресу темных религиозных элементов (богомольных старух и т.д.), могущими быть использованными в демагогических целях, в журнале дело доходит до открытых советов употреблять иконы на дрова. Комиссия считала и считает, что издавать для коммунистов и вообще порвавших с религией людей, такой журнал совершенно нет надобности. Что касается до людей колеблющихся или же религиозных, то среди них он способен только усилить фанатизм. Кроме того, головотяпские методы агитации, поскольку они доходят до провинции, толкают местных партийных товарищей к эксцессам, от которых они ранее удерживались…»[6]. Ретивость местных "товарищей" в деле борьбы с Богом вызвала серьезные опасения в верхах. Этой теме посвящен «Краткий информационный отчет антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б)» за период работы с 1 мая по 15 сентября 1923г. Там, в частности, говорилось: «XII съезд партии признал необходимым несколько сдержать чрезмерное усердие в деле антирелигиозной пропаганды отдельных парторганизаций». Однако прежде чем директивы XII съезда дошли на места, в целом ряде мест происходила с неослабевающей силой кампания по закрытию храмов и превращению их в школы, клубы, театры и т.д.[7] Итак, антирелигиозная кампания большевиков с самого начала носила продуманный, целенаправленный характер. Партийное руководство разрабатывало, внедряло и контролировало весь ход борьбы, мобилизуя на «безбожный» фронт агитаторов, писателей, лекторов, и снабжало их атеистической макулатурой… Государство создавало и культивировало молодежные организации, призванные заниматься «промывкой мозгов» подрастающего поколения. Особо активную роль в навязывании материалистического мировоззрения играл РКСМ. Созданный в 1918г., Союз коммунистической молодежи активно включился в дело насаждения атеизма, особенно после Гражданской войны. Задачи Союза озвучил в своей речи на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920г. В. Ленин: «…Союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму… Вы должны воспитать из себя коммунистов. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали… Мы говорим, что в Бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени Бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы... Всякую нравственность, которая выводилась буржуазией из велений Бога, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата»[8]. Особое опасение комсомольских лидеров вызывала сельская молодежь, которая в большей степени, чем городская, была проникнута духом религиозности и патриархальных традиций. VI съезд РЛКСМ, проходивший в 1924 г., большое внимание уделил работе в деревне, касаясь этой темы при обсуждении практически каждой проблемы "комсомольского строительства". В статье «Юный коммунист» селькора И. Душенкова из Пскова, зачитанной на съезде, писалось: «Ячейки очень хорошо знают, что сейчас не война, не 1919 г., а мирный период, в результате чего сельскохозяйственные беседы, «волшебные фонари», «живые» газеты, курсы, съезды, «красные» уголки и т. п., заменяют нам оружие»[9]. Однако выступающий на съезде с докладом Н. Чаплин, секретарь ЦК РКСМ, отметил, что состояние комсомольских ячеек неудовлетворительно. В селах их всего по одной – две, или в среднем по 14 комсомольцев на волость. «Такой сетью деревенских ячеек мы не можем обеспечить влияния на широкие крестьянские массы молодежи. Крестьян – комсомольцев у нас 240 тысяч, по отношению к общему числу крестьянской молодежи – это 1-2%, не больше», - говорил докладчик[10]. Съезд обратился с манифестом ко всем комсомольцам, ко всей рабоче-крестьянской молодежи: «Объединим свои усилия на борьбу с темнотой, некультурностью, отсталостью в хозяйстве, бедностью, предрассудками, вековой косностью, неверием в силу науки и техники»[11]. Другим официальным антирелигиозным объединением стал Союз воинствующих безбожников, созданный в 1925г. под руководством секретаря ЦК ВКП (б) Е. Ярославского (Минея Израилевича Губельмана). Через год после создания он насчитывал 87 тысяч членов. 15 мая 1932г. СВБ спланировал свою «пятилетку безверия». В этом проекте намечалось в первый год закрыть все духовные школы, оставшиеся еще у обновленцев, во второй – провести массовое закрытие храмов, запретить написание религиозных сочинений и изготовление предметов культа, в третий год – выслать всех служителей культа за границу, в четвертый – закрыть оставшиеся храмы всех религий и, наконец, в пятый – закрепить достигнутые успехи. В 1932г. СВБ насчитывал 5 - 7 миллионов членов. Это был его максимум, потом число безбожников пошло на убыль.[12] К концу 30-х гг. Союз безбожников переживал глубокий кризис, и только усилиями прессы искусственно создавалось впечатление об его кипучей деятельности. В 1938г. число его членов уменьшилось до 2 миллионов, в реальности их было еще меньше. Сокращалось количество организаций СВБ, его издательская деятельность. Тираж ежемесячного журнала «Безбожник» упал с 230 тысяч в 1938г. до 155 тысяч на следующий год. В октябре 1939г. Центральный Совет СВБ отмечал, что большинство ячеек Союза не ведут систематической антирелигиозной работы, являются пассивными, бездеятельными. Член ЦС СВБ Ф. Олещук в статье журнала «Большевик» за 1939г. определял примерную дату полного преодоления религиозных предрассудков среди населения страны – к середине 1950-х гг.! «Вряд ли в третьей пятилетке удастся преодолеть все религиозные предрассудки. Если для обгона капиталистических стран в экономике надо 10 – 15 лет, то и для полного преодоления религиозных пережитков вряд ли можно говорить о сроках более коротких».[13] * * * Не сразу и не все арзамасские юноши и девушки с «пролетарским» сознанием шли в эти союзы. Поначалу в РКСМ вступали неохотно, особенно молодежь села, встречались частые случаи выхода из организаций. На момент рождения арзамасской уездной организации РКСМ – 1 июня 1919г. - в ней насчитывалось всего 8 (!) человек. Через год комсомольских ячеек в уезде стало 14 с числом членов 295.[14]По данным газеты «Авангард» - органа Арзамасского УКома РКСМ в 1921г., после перерегистрации, в уезде насчитывалось 19 организаций РКСМ, с числом членов 165, из них 34 девушки. Членов и кандидатов РКП – 36, членов профсоюзов – 43, число рабочих – 26, крестьян – 76, служащих – 36, учащихся – 18, других – 7. Возраст членов организации: 14 летних – 3, 15 летних – 12, 16 летних – 10, 17 летних – 32, 18 летних – 27, 19 летних – 37, 20 летних – 7, 21 летних – 16, 22 летних – 9, 23 летних – 3. Неграмотных 4 человека, остальные все с высшим образованием и 1 со средним.[15] Печатный орган местных комсомольцев – газета «Авангард», выпускалась с ноября 1919г по 1921г. Всего вышли в свет 23 номера, но свою лепту в дело безбожной пропаганды они сумели внести. Статейки, заметки и стихи новоиспеченных комсомольских корреспондентов в своей массе малоинтересны, часто безграмотны, а посвященные антицерковной тематике зачастую смахивают на доносы.

Приведем несколько примеров. «Деятельность кулаков и попов»[16] «В селе Паново несколько местных кулаков, приехав из г. Арзамаса заявили: «Архиерей обижается на граждан села за то, что не приглашают его к себе на служебные обедни». Поп и кулаки вопреки желанию бедного народа, решили исправить дело и пригласить архиерея, для угощения которого назначили сбор по селу яйцами, маслом, мукой и крупой. Чтобы привезти батюшку из Арзамаса и отвезти обратно, сельсовет назначил лучших лошадей, а военный комиссар две недели учил певчих новым концертам. Между тем, как семьи красноармейцев едят мякину и мерзнут в нетопленных избах, и сельсовет не обращает на это внимания. Союз молодежи в знак протеста в день службы архиерея поставил спектакль. Стыд и позор некоторым гражданам и сельсовету. Да здравствует сознательная молодежь!» «Попы»[17] «В селе Чернуха проживаются три попа. К ним приходят бедняки со своей нуждой, как–то умершего похоронить, новорожденного окрестить и взрослого повенчать. Попы с них берут за это шесть мер картошки и пуда два муки. Но им этого кажется мало, они спрашивают еще и деньги. Вот, дорогие товарищи, как в деревнях и селах попы обдирают бедняков. К. Долгов».

«Наши ряды растут»[18] «Недавно в селе Каменке организовался Союз Молодежи. Перед созданием его собирали молодежь, где т. Черкасов объяснил, что такое РКСМ. После беседы пригласили записываться, но сынки кулаков начали галдеть, что не будем записываться, и, наконец, ушли, а оставшиеся 8 человек начали обсуждать дела организации. Да живет Союз Молодежи села Каменки! Кечин.» « Глупо!»[19] «В селе Вторусском Арзамасского уезда крестьянами села собрано на покупку колокола для местной церкви 1,5 миллиона рублей. Когда местная организация РКСМ предложила крестьянам на эти деньги построить Народный дом, то предложение с негодованием было отвергнуто. Колокол будет качаться, а крестьяне будут все также темны и невежественны. Слушая колокол, крестьяне будут бездельничать, а умные люди над такими дураками будут смеяться!» «Село Паново»[20] «В пановской организации РКСМ 17 членов…драмкружок разобрал несколько пьес, в том числе пьесу М.Горького «На дне». Был приготовлен спектакль, который сорвали крестьяне села. Сагитированные местными кулаками, они вместо спектакля пошли ко всенощной. Да будет им стыдно! Елена М-на». «Что говорит молодежь деревни Кокоревки»[21] «Вместо того чтобы записаться в Союз Молодежи, молодежь деревни Кокоревки говорит: «Мы поступим в РКСМ, а нас антихрист возьмет с собой и посадит в вечный огонь или в кипящую смолу. А если мы не запишемся, то сам Бог[22] нас возьмет к себе на тот свет и посадит в рай. Стыдно, что товарищи боятся антихриста и Бога, а не записываются в Союз Молодежи. С. Бакулин». «Не слушайте шептунов»[23] «При организации Союза Молодежи в Понетаевке, в него записалось 18 человек, из них 10 девушек. Однажды на общем собрании 5 из них заявили, что не хотят состоять членами РКСМ. Это они попали под влияние местного духовенства, которое ведет агитацию против нашего Союза. Товарищи, это не члены нашего Союза, которые попали на удочку попов. Попы с первых дней революции делали попытки задушить её, они и сейчас мешают строительству Советской власти. Не будьте так суеверны, не слушайте разных шептунов, стойте крепко за Союз, это школа будущих борцов за коммунизм. Да здравствуют стойкие члены наших организаций! Н. Белькевич». И в заключение приведем одно из стихотворений, которыми была богата газета. Автор его – Расстроенный Маклюк – обращался «К молодежи»: - Эй! Засаленная блуза! - Эй! Оборванный кафтан! Что боитесь вы Союза, И нейдете в красный стан?! Там, в Союзе, ваши братья Жизнь куют на новый лад. Марш скорей в его объятья! Вам он будет очень рад! Жизнь сама своей трубою Вас зовет в него на пир. - Эй, скорее вы семьею Довершайте новый мир![24] Активную антирелигиозную позицию занимала и единственная местная газета «Арзамасская деревня», позже переименованная в «Арзамасскую правду». Она вносила весомый вклад в дело закрытия городских храмов (Воскресенского собора, Христорождественского и др.), публикуя «гневные» письма трудящихся с просьбами ликвидировать «очаги мракобесия», печатала воспоминания большевиков о «темном прошлом» города, вела рубрику «На антирелигиозные темы», «Беседы атеиста» и др. Вот, например, что писала газета о дореволюционном Арзамасе: « …В центре дореволюционного Арзамаса стояли дома купцов: Жевакиных, Подсосовых, Муравиных, Стрегулиных. А трудящиеся ютились на окраинах – на Бутырках, Глухой улице и Голодаевке. На каждой улице чередовались церкви и кабаки… С утра до вечера был слышан вой 36 колоколен… Старожилы рассказывают, что до революции в Арзамасе была одна больница на 20 коек и больные шли к знахарям и бабкам…»[25] А вот выдержки из беседы корреспондента газеты со старой арзамасской большевичкой С.Ф.Шер: «Шел 1919 год. Колчаковская банда подходила к Рузаевке. В это время из Казани в Арзамас был переведен штаб Красной армии Восточного фронта. Поповско – купеческая нечисть города недружелюбно встретила красноармейцев. Всю свою деятельность эти кровопийцы направили на подрыв и вредительство работы штаба, они готовили дружелюбную встречу Колчаку. Штабу большую помощь в работе оказывал пролетариат года, возглавляемый партийной организацией. В один из трудных моментов работы штаба купцы, попы и фабриканты устроили внутри города бунт: перерезали все телефонные и телеграфные провода. Штаб был лишен связи с центром. Большевики собрали митинг пролетариев города и призвали их к быстрейшему восстановлению связи. Вскоре рабочие и красноармейцы восстановили телефонно-телеграфную связь…»[26] Подобные воспоминания были не редкостью на страницах газеты. Вот только достоверность фактов никого не интересовала, достаточно было авторитета старых коммунистов. Интерес вызывают и антирелигиозные рубрики «Арзамасской правды», хотя очень часто они являлись перепечаткой из областных и центральных газет, в частности, печатного органа СВБ – «Безбожник». Приведем несколько статей по разным темам атеистической пропаганды. «Кому служит молитва»[27] «Молитва – самый распространенный среди верующих религиозный обряд. Попы всех религий приписывают этому обряду особо «благодатную» силу и обязывают прихожан чаще прибегать к молитве… А между тем, как и всякий религиозный обряд, молитва бессмысленна, нелепа, вредна… Молитва – дикарский пережиток. Она бессмысленна, унизительна для человека, внушает ему рабские чувства, отвлекает от борьбы за новую, лучшую жизнь. Не молитвой, а своим трудом, своими знаниями и борьбой человек покоряет природу, создает все богатства, свободу, счастливую жизнь на земле. Н. Румянцев». «В чем нелепость идеи Бога»[28] «…Попы уверяют, что Бог – это любовь. Дела Божьи, описанные в Библии, говорят не о всеблагости, а о свирепости « отца небесного». Из книги «Исход» мы узнаем, что Бог нарочно ожесточил фараона, чтобы наказать его, то есть действовал как провокатор. В библейском рассказе о «первородном грехе» Адама и Евы ярко очерчена безнравственность Бога. По этому рассказу, Бог, сотворив Адама и Еву, поместил их в раю, где росли плодовые деревья. Рядом с ними он посадил «древо познания добра и зла» и под страхом смерти запретил, есть плоды с этого дерева. Он дал Адаму и Еве в сотоварищи «змея – искусителя» и не предупредил их о вредных качествах этого существа… Особенно проявляется безнравственность библейского Бога в рассказе о потопе… Ему не понравилось лучшее его творение – человеческий род. Выходит, Бог способен ошибаться, унывать и срывать зло на других. Непонятно также, почему он решил заодно с людьми во время потопа погубить животных, которые не могли быть ни в чем виновны. Удивительно и то, что он решил погубить сухопутных животных, но не хотел вредить морским. Ведь рыбы и прочие живущие в воде существа получили при сказочном потопе не наказание, а сущее удовольствие… Словом ясно одно: невозможно признать существование «небесного отца», когда существуют рабство, жестокость, болезни, безумие, страдание, горе. Вера в Бога не только бессмысленна. Она приносит трудящимся огромный вред. Она отравляет их сознание. Г. Гурев («Безбожник»). Не отставали от прессы и местные отделения СВБ. Правда, организовались они только к 1928году. Цели и задачи кружков безбожников были поставлены в «Производственном плане работы пропаганды учреждений Арзамасской волости на 1928 – 1929гг»: «Антирелигиозные кружки организовать там, где есть руководители. Работу проводить путем постановок лекций, бесед, громких читок, разъяснять классовую сущность религии. В стенгазетах писать о пропиваемых средствах крестьянами в дни праздников… Антирелигиозные кружки организовать в Каменке, Новом Усаде, Красном, Хватовке. Занятия проводить один раз в неделю».[29] В 1928г. Арзамасская волость насчитывалось 5 ячеек безбожников. Ново - Усадская ячейка, состоящая из 14 человек, в течение года провела 4 беседы на темы: «Был ли Христос?», «Противоречия Евангелия», «Бог и человек», «Происхождение Пасхи».[30] Вообще число воинствующих безбожников в уезде, к досаде местных властей, было неудовлетворительно малым, да и работа в кружках велась вяло, без энтузиазма.. Из доклада председателя совета СВБ арзамасской волости (27 апреля 1930г.) мы узнаем, что ячеек СВБ в волости 17, число членов – 170, школьных ячеек – 9, кружков безбожников при ячейках – 8. Выписано литературы для ячеек на 60 рублей, выписано газеты «Безбожник» - 54 экземпляра. Через райком даны указания о проведении «антипасхи» [31]. Школьные ячейки боролись с участием детей в религиозных праздниках, с пропусками уроков, а также организовывали вечера и спектакли антирелигиозного содержания. Работа с взрослыми велась по антирелигиозному учебнику, а зачастую прямо в полях во время посевной кампании. И без того уставшим колхозникам и крестьянам читались в минуты отдыха лекции и доклады на темы «Бог и сельское хозяйство». Ячейки сел Селемы и Хватовки активно участвовали в колхозном движении, что неудивительно, ибо все их члены были партийцами или комсомольцами. Селемская ячейка целиком вступила в колхоз. Была организована группа активистов – безбожников по проведению «антипасхи», но в связи с выездом товарищей на посевную, план проведения мероприятия был сорван. А всего во время весенней посевной кампании и коллективизации было прочитано 32 лекции на антирелигиозные темы. И все же работа ячеек безбожников оценивалась неудовлетворительно. 15 июня 1933г. кружок безбожников из 12 человек образовался при Веригинском колхозе им. К. Маркса.[32]В том же году за празднование «Казанской» были привлечены к ответственности правления колхозов «Новая деревня» с. Бебяево и «Осоавиахим» с. Пешелань. Председатель Пешеланского сельского совета коммунист Куликов, который не в первый раз справлял религиозные праздники, а в этот пьянствовал два дня, был снят с работы и получил строгий выговор с предупреждением по партийной линии. Председатель того же колхоза – Степанов, член ВКП (б), получил строгий выговор с предупреждением и занесением в личное дело. Член правления Бебяевского колхоза – коммунист Филимонов получил предупреждение, а председатель того же колхоза – Максимов снят с работы.[33] В октябре того же года на страницах «Арзамасской правды» подвергся критике комсомолец с. Ивановки Василий Сурков за то, что ночью тайно обвенчался в церкви со своей невестой.[34] В целом пропаганда безбожия не имела успеха ни в Арзамасе, ни в районе. Лектор Крайсовета СВБ Н. Либерман в статье «За систематическую антирелигиозную пропаганду» писал: «Как обстоит дело с антирелигиозной работой в Арзамасском районе? Платного работника нет, несмотря на ясное указание на этот счет Горьковского крайкома ВКП (б). Актив райсовета СВБ распылился… Никаких заседаний и совещаний с мая месяца райсовет СВБ не проводил. Плана работы нет…»[35] К июню 1937г. в Арзамасском районе насчитывалась 21 ячейка СВБ с 250 членами. То есть в среднем на каждый кружок приходилось по 11 человек, что было ярким показателем отношения населения к безбожникам.[36] 21 апреля 1935г. Арзамасский горсовет удовлетворил просьбу комсомольцев (а значит и членов СВБ) города и переименовал бывший Никольский монастырь в «Комсомольский городок», с передачей Богоявленской монастырской церкви под комсомольский клуб.[37] Это было, пожалуй, самое большое достижение местных безбожников. Перед началом Великой Отечественной войны была сделана последняя попытка оживить работу СВБ. 20 марта 1941г в помещении партийного кабинета Горкома Арзамаса проводилась районная конференция безбожников, на которой присутствовал 21 делегат от первичных ячеек и инициативных групп. Конференция отметила неудовлетворительное состояние антирелигиозной работы в районе и наметила основные мероприятия для устранения этих недостатков. Председателем райсовета СВБ был избран т. Шатохин – заместитель директора института, секретарем т. Аношина – заведующая лекционным бюро РОНО.[38] Через некоторое время на страницах местной газеты появляются публикации по обмену опытом в деле атеистического воспитания. Вот что пишет Ф. Емелин из колхоза «Южный» в заметке «Как я веду антирелигиозную пропаганду»: «Мне поручено вести антирелигиозную пропаганду среди колхозников нашей сельскохозяйственной артели. Я энергично взялся за дело. В минувшем году провел 27 громких читок и 17 бесед. В нынешнем - 10 громких читок и 13 бесед. Беседы проводил на темы: «Наука и религия», «Коммунизм и религия», «Рождество и зимние Святки» и т.д. Эти беседы понравились колхозникам, они слушали их с большим интересом. Наша ячейка СВБ решила организовать выпуск стенной газеты «Безбожник». Она будет выходить два раза в месяц. Сейчас готовлюсь к беседе на тему «Кому нужна Пасха».[39] Своим опытом в деле безбожного воспитания подрастающего поколения делилась школа им. Кирова. В ней организовался антирелигиозный кружок из 19 учеников, руководила которым учительница М. Волонкина. Юные атеисты выпускали стенгазету «Безбожник», в которую писали статьи на темы: «Антирелигиозные взгляды Т.Г. Шевченко», «Оборона СССР и религия», «Масленица – языческий праздник», «Вред причастия» и т.п. Преподаватели школы при прохождении программного материала показывали учащимся, «какую гнусную роль играла религия, защищая интересы капиталистов и помещиков».[40] 18 апреля «Арзамасская правда» поместила статью Г. Стручкова «Пасха», в которой автор жалуется, что в праздничные дни учащаются прогулы, особенно на селе. А поскольку большинство религиозных праздников, в том числе и Пасха, по времени совпадают с сельхозработами, то пьяная праздничная гулянка приносит ущерб и борьбе за высокий социалистический урожай.[41] За девять дней до начала Великой Отечественной войны председатель райсовета СВБ Шатохин публикует краткий отчет о проделанной работе в районе за истекшее полугодие. «За последнее время антирелигиозная пропаганда в нашем районе несколько оживилась. Прочитан ряд лекций и докладов. Более активное участие в этой работе стали принимать радио и низовая печать. Созданы антирелигиозные стенные газеты в школах им. Кирова и им. Ворошилова. Награждены значком «Активист СВБ» два руководителя антирелигиозных кружков – т. Волонкина и Тюрин. Но по району ячейки работают еще слабо. Плохо антирелигиозная пропаганда ведется на пивоваренном заводе, фабрике им. Буденного, в промартели «Возрождение». Некоторые молодые люди с. Красного отказались на Пасху принять участие в хоровом кружке колхозного клуба…»[42] Это была последняя публикация воинствующих безбожников Арзамаса. После начала войны СВБ сам собой распадается как в районе, так и в СССР. А в 1943г умирает его бессменный руководитель Ярославский – Губельман. Таким образом, несмотря на все усилия власти подавить религиозное сознание народа, сделать это не удалось. Большинство населения Арзамасского района не принимало участие в работе безбожников, и если не открыто, то негласно продолжало придерживаться православных традиций и совершать церковные обряды. Это проявилось в первые дни Великой Отечественной войны, когда граждане города и района стали ходатайствовать перед горсоветом об открытии церквей и усилия их не остались тщетны… [1] Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922).М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. С. 233.
[2] Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922-1925. Новосибирск «Сибирский хронограф». М.: «Росспэн». 1997г. С. 339-343.
[3] Там же. С. 345.
[4] Там же. С. 349.
[5] Там же. С. 367.
[6] Там же.
[7] Там же. С. 419.
[8] Ленин В.И. Сочинения, том 31. ГИПЛ, 1950г. С. 259, 266.
[9] VI съезд РЛКСМ. М. «Молодая гвардия», 1986г. С.45.
[10] Там же, с. 46.
[11] Там же, с. 69.
[12] Цыпин В. протоиерей. Указ. сочин. С. 236.
[13] Шкаровский М. В. Указ. сочин. С. 96 – 97.
[14] Одинцов А.Д., Фешин И.Н. Арзамасский район за 50 лет Советской власти. Арзамас, 1967г. С. 45 -46.
[15] «Авангард» Немного цифр. № 6, 1 июня 1921г.
[16] Авангард № 5, 22-29 февраля 1920г.
[17] Там же.
[18] Там же. №7, 1 апреля 1920г.
[19] Там же. № 8, 1 июня 1920г.
[20] Там же. № 13, 27 ноября 1920г.
[21] Там же. № 4, 8 марта 1921
[22] Здесь и далее автор, приводя цитаты и выдержки из прессы, пишет слово «Бог», как и подобные (Пасха, Богородица и т.п.) с заглавной буквы, тогда как в цитируемых источниках они написаны с прописной.
[23] Там же. № 6, 1 июня 1921г.
[24] Там же. № 8, 9 июля 1921г.
[25] Арзамасская правда. № 263, 15 ноября 1939г.
[26] Там же. № 108, 12 мая 1939г.
[27] Там же. № 63, 16 марта 1941г.
[28] Там же. Номер от 15 июня 1939г.
[29] ГАНО – 2 Ф. Р-550, оп. 1, д. № 41.
[30] Там же.
[31] Там же, л. 8 – 20.
[32] Арзамасская правда № 150, 2 июля 1933г.
[33] Там же № 172, 28июля 1933г. «Коммунисты Куликов и Степанов в лапах «богоматери».
[34] Там же № 241, 18 октября 1933г. «Комсомолец под венцом».
[35] Там же № 198, 28 августа 1933г.
[36] ГАНО – 2 Ф. Р - 290, оп. 1, д. № 56.
[37] Там же, Ф. Р – 322, оп. 5, д. № 2.
[38] «Арзамасская правда» № 70, 25 марта 1941г.
[39] Там же № 84, 10 апреля 1941г.
[40] Там же №. 87, 89. 13, 16 апреля 1941г.
[41] Там же № 91, 18 апреля 1941г.
[42] Там же № 136, 12 июня 1941г.



📷 Фотографии Арзамаса