Арзамасский воскресенский собор

Арзамас, раскинутый на открытом местоположении, виден со всех сторон со всеми его церквами, деревянными и каменными домами, перемешанными с роскошною зеленью садов и изредка колокольными шпицами, с его улицами, площадями, монастырями, часовнями. Многочисленность его церквей дает физиономии города величавое выражение и свидетельствует о благочестии прежних и нынешних его жителей. Всех церквей в Арзамасе тридцать три. Когда смотришь на город с высоты соседних юго-восточных гор. то он представляется прелестной картиной, на главном плане которой видны почти все эти церкви и среди них отличающийся превосходною своею архитектурою Собор в честь Воскресшего Христа Спасителя, расположенный на возвышенной городской площади, которая, по причине положения своего, еще более увеличивает красоту его. Соборный храм, бесспорно, - главная краса Арзамаса. Один наружный вид его, массивность и колоссальность его размеров останавливают уже на себе внимание; а самое сооружение его, как последствие Отечественной войны незабвенного 1812 года, делая его исторически замечательным, еще более придает ему значения.

Время не сохранило сказания о первоначальном основании Собора во имя Воскресения в самом центре малого острога, на возвышенности площади. В отзыве арзамасских земских бурмистров 1716 года, на спрос лантратора Черткова о том, с какого года производилось священно- и церковнослужителям Собора хлебное и денежное жалование, - сказано, что оно дано им при государе Василии Ивановиче в 7033 году. Из этого видно, что Воскресенский Собор в Арзамасе существовал уже в царствование отца Ивана Грозного, Великого Князя Василия Ивановича; но существовал ли он ранее 1525 года - по этому известию судить нельзя. Если взять в соображение это в то отдаленное время едва возникал где-либо собор или монастырь, как храмоздатели тотчас уже били челом царям о пожаловании вотчин, земель и угодий, или взамен этого - денежной и хлебной руги; то основание собора надо отнести именно к этому году. Но если основываться на предании, это находящаяся в соборе икона Иоанна Воина, мерою в вышину 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 6 всршк., прислана в дар великим князем Иваном Васильевичем из Москвы с арзамасским воеводою, Иваном Муралеевым, и что при подновлении ее, лет та семьдесят назад, это можно еще было видеть из надписи на ней, в настоящее время вовсе не существующей, то начало собора должно отнести к исходу XV столетия. А та неимением данных для точного определения года построения собора, достовернее, кажется, полагать, что он именно восприял начало свое в царствование Ивана III Васильевича, который на этих рубежах начал селить русских, водворяя христианство между иноплеменниками - мордвою и татарами.

До 1614 года Собор Воскресенский был деревянный, а в этом году вместо него заложен был каменный, в благодарность Богу, спасшему Россию от ужасов междуцарствия и даровавшему ей царя. В 1643 году царь этот. Михаил Федорович, прислал ко дню освящения нового собора храмовую икону Воскресения и осьмиконечный крест, обложенный серебром и украшенный вызолоченною сканною работою, а по краям с лицевой стороны - жемчугом, со следующею надписью: «Повелением великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, всея Руси самодержца, и его благоверной царицы Евдокии Лукьяновны и благоверных чад. сделан крест в Арзамас в Соборную церковь Воскресения Христова в лето 7151». Впоследствии вложены в этот крест частицы мощей св. угодников, обозначенные цировкою а под именами мощей, посредине креста, вычеканена надпись: «Сии моши приложил дьяк Семен Володимеров, сын Румянцев», арзамасский уроженец, служивший при царе Алексее Михайловиче дьяком в Посольском Приказе и в 1667 году с дворянином Петром Ивановичем Потемкиным посланный в Испанию и Францию.

Каменный собор существовал в первоначальном своем виде до 1814 года. Следовательно, в течение двух столетий собирались в него арзамасцы, во дни радостей и в годину скорбей, для совокупного возношения молитв своих с молитвами своих пастырей к престолу Царя Небесного. Здесь они молились о многолетнем здравии царей и царственных семей, о победе и одолении супостатов, о возвышении державы Царства Русского, о водворении мира и об исполнении всякия благодати, яже к житию человеческому потребно; сюда сходились они для поминовения царей, цариц, царевичей и царевен, патриархов, митрополитов и архиепископов местных; здесь впервые слушали царские милостивые указы о восшествии царей на престол, о пожаловании придаточным поместным и вотчинным окладами и денежным жалованием, похвальные грамоты о счастливом окончании войн и о даровании по сему случаю разным сословиям милостей и преимуществ за оказанное усердие и проч.

В 1773 году известный уже Суворов, ехавший через Арзамас в почтовой тележке к генерал-аншефу, графу Петру Ивановичу Панину, для погашения Пугачевского бунта, просил в этом соборе у старца протопопа молитв и благословения, а на обратном пути слушал благодарственный молебен, после которого объявил священнослужителям, что за ним везут в Москву зверя (Пугачева) в клетке, в сопровождении трех рот солдат, двухсот казаков и двух пушек.

Подобно монастырям, Собор Воскресенский имел за собою вотчины, пользовавшиеся тарханными грамотами. Ему принадлежали, до учреждения духовных штатов, село Протопоповка и деревня Никифоровка близ Арзамаса, с землями и всеми угодьями, мельница на реке Теме и на левой стороне ее, против города, лесная поросль с сенными покосами. Вотчинами этими управляли протопопы с братиею.

С распространением населения Арзамаса, жители чувствовали в последней половине XVIII столетия необходимость распространить и обновить двухвековое здание собора, требовавшее больших исправлений и по значительности предлагаемой на это суммы и по недостатку способов находи- ли невозможным приступать к делу. В июне 1814 года, по получении в Арзамас Высочайшего манифеста о заключении мира с Францией, общество города, желая выразить и благодарность Богу, прославившему русские знамена беспримерною победой над рушителем мира целой Европы, и чувства верноподданнической признательности к благословенному Александру I. спасителю отечества от угрожавшей опасности, собралось в думе, составило акт, которым предложило соорудить на месте старого собора новый о пятипрестолах, и тут же пожертвовало около 64000 руб., а спустя немного после этого собрало еще 104000 руб., всего до 168000 руб. асе. С этим капиталом в том же году (1814) приступлено было к строению храма из кирпичей старого разобранного здания и пяти миллионов, вновь купленных, по плану, написанному академиком М.П. Коринфским, под надзором известного тогда архитектора Воронихина. План этот с фасадами предварительно был одобрен С.-Петербургскою Академией художеств и утвержден Епархиальным Преосвященным Моисеем. Работа шла успешно, половина здания уже была сложена, когда обнаружилось, что исчисление г. Коринфского в количестве потребных материалов было ошибочно: вчерне оконченное здание с главными кронштейнами и крестами, покрытое железом, внутри и снаружи оштукатуренное и убранное лепною работою, стоило уже 200000 руб. асе., то есть более собранной суммы 32000 руб. асе., сверх того на росписание стен, работу полов и пяти иконостасов по смете 172000 руб. асе. Разительный упадок местной промышленности и жестокий пожар, постигший город в 1823 году, лишили способов весьма многих из усерднейших и богатейших вкладчиков сделать новые приношения. Опасаясь запустения храма, арзамасцы уполномочили нескольких знатнейших граждан пасть к священнейшим стопам ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I от имени всего сословия, со всеподданнейшею просьбою, об отпуске из сумм духовного ведомства 275000 руб. асс. на 25 лет беспроцентно с тем, чтобы каждогодно уплачивать эту сумму по частям из церковных доходов и доброхотных приношений. А между тем, сами они, ревнуя к созданию храма Господня, делали по силе и возможности пожертвования, которые, год от году увеличиваясь, наконец составили просимую сумму денег, почему работы были возобновлены и благополучно окончены, а вскоре затем в великолепном здании святыни открыто богослужение.

Здание это великолепно по наружнему зодчеству и изящно по высоким с четырех сторон фронтонам, которые дают ему вид равностороннего четвероконечного креста; перестиль из 48 ионических колонн - каждая вышиною в 17 аршин, на цоколе из белого камня, — обнимает его своим громадным размером; против колонн сделано столько же по стенам огромных пилястр, упирающихся в подкровельный карниз; четыре портика, возвышенные на неравное число ступеней по неровности грунта, капители, а индекарнизы украшены высеченными из камня выпуклыми фигурами пропорционально и во вкусе особенного стиля, подходящего к ионическому. Сверх фронтонов на соединенном архестраве и возвышенных кверху отступах расположено пять куполов, украшенных пилястрами и по железу позлащенными на гульфарбу кронштейнами, поддерживающими полушары, на коих утверждены главы, обитые также железом и позлащенные на гульфарбу, а в главах водружены из отлитой меди позлащенные чрез огонь кресты, которые над величественным зданием блестят, как яркие звезды. Средний купол освещается двенадцатью, а прочие купола - каждый осьмью окнами. Верх здания покрыт листовым железом, окрашенным медянкою на вареном масле.

Внутренность собора расположена с наблюдением строгой симметрии; она так же, как и наружность здания, составляет крест, коего средину при- осеняет огромный купол, опирающийся на четыре осьмиугольные столба. Вышиною от этого купола до полу храм имеет 22 сажени, длиною от горнего места до колонн, поддерживающих западный фронтон, 30 сажен шириною с портиками, северным и южным также 30 сажен; свет проливается в храм из 36 больших и малых стенных окон и из 44, находящихся в куполах. Пред всеми пятью иконостасами довольно большое пространство возвышено над деревянным помостом на две ступени, а главный иконостас нал этим помостом поднят еще на две ступени. Рядом с главным иконостасом воскресшего Господа Иисуса расположены иконостасы направо в честь св благоверного князя Александра Невского и святителя Митрофана Воронежского, налево св. мученика Ионна Воина. Все эти три иконостаса великолепные, из липового дерева, чистой столярной работы, резные, вызолочены полимент червонным золотом.

Главный иконостас построен усердием арзамасской купчихи, именитой гражданки Анны Александровны Студенцовой. В нем особенно достойны внимания два местные образа. Спасителя и Богоматери, сидящих на престоле, во славе херувимов и серафимов, прекрасной работы академика Н.М. Алексеева.

Главный алтарь освящен 15 сентября 1840 года преосвященным Иоанном, епископом Нижегородским, что ныне архиепископ Донской и Новочеркасский. Приделанные алтари освящены настоятелем арзамасского Спасского монастыря, архимандритом Александром. Алтарь благоверного князя Александра Невского освящен 9 мая 1834 года, алтарь св. Иоанна Воина - 9 мая 1842 года.

В глубоких впадинах двух столбов, против придельных алтарей, устроены еще два придела, возвышенные над помостом на две ступени, в юго- восточном столбе в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в северо-восточном - в честь Всех Святых. Придел Покрова Богоматери освящен преосвященным Амвросием, епископом Нижегородским, 10 июля 1832 года, придел Всех Святых освящен арзамасским архимандритом Александром 7 июля 1833 года.

На стенах храма, получашах, впадинах, большею частью изображены события из жизни Воскресшего Спасителя и Богоматери превосходно, акварельною живописью.

Пол храма настлан на каменных сводах, возведенных с цоколя, из сосновых протесей и покрыт желтою масляною краской. Под сводами устроен обширный подвал, на сводах же с трех сторон сделаны три широкие крыльца из белого камня. Двери в храм трои двойные, снаружи деревянные столярной работы со стеклами, а изнутри железные, окрашенные масляною белою краской.

Достопримечательности Собора заключаются:

Во-первых, в военном знамени, под которое во время Отечественной войны собиралось Арзамасское ополчение. Оно принесено в собор в 1815 году Федором Михеевичем Стремоуховым, командиром арзамасского ополчения. На полинялом полотне знамени, окрашенном масляною белою краскою и окаймленном канительною бахромою, с лицевой стороны видны слова и буквы.

На обороте знамени изображен в белом поле красный олень с желтыми рогами; внизу, под ним, изображена воинская арматура; посередине вышит лоскут крашенины, означающий, говорят, прошиб пулею; края знамени с лицевой и задней стороны украшены золотыми лаврами.

Во-вторых, в самом месте, на котором стоит собор. Оно выбрано так удачно, что не только собор виден издали, но и от него виды в даль далекие. Выходя из него южною дверью, нельзя не остановиться взглядом на рундук великолепнейшего притвора с двускатным крыльцом о двадцати двух каменных ступенях и не полюбоваться отсюда обширным очаровательным видом, открывающимся во все стороны. Внизу, у ног, разноцветные кровли домов едва ли не большей половины нижней части Арзамаса; далее, за домами - в бесконечность расстилаются благословенные поля и покрытые густою зеленью долины, изредка разнообразные живописною смесью гор, лощин и красивых лесов, или отдельных веселых рощей, над которыми покоятся небеса. Вправо, во всю длину долины, струится блестящею излучистою полоскою река Тема, разделяющая деревню Пушкарку и большое село гг. Салтыковых Выездную слободу с двумя прекрасными готическими храмами и зеленою рощею; за этими селениями виднеются села: Красное, Кичанзино, Абрамово и другие, с их картинными окрестностями, ограничивающими горизонт. Влево пред восхищенными взорами открывается Саратовская дорога, отлого сбегающая к городу с двойным рядом берез и с ветряными мельницами, рассеянными по обе стороны ее; в темной зелени дерев видны здания тюремного замка, а по течению Темы, из-за горы блестит купол церкви села Ивановского, поглощаемый светлыми лучами солнца. Вид этот особенно хорош в свежее летнее утро, при первых лучах восходящего солнца, когда позлащаются только вершины гор, а низменности покрыты еще легким, прозрачным туманом.

В-третьих, во всеобщих крестных ходах, коих при 33 церквах в Арзамасе бывает 16: три на реку Тему в день Богоявления, Преполовения и Происхождения честных древ; два - в Высокогорскую пустынь на Вознесение и в Спасский монастырь на Преображение Господне, и одиннадцать в приходские церкви: в Богословскую - на Иоанна Богослова весною, в Троицкую - на Троицу, Духовную - на сошествие Святого Духа, в напольную Всех Святых - на все Святые и в день Иоанна Крестителя летом, для освящения вод Рамзая, в Ильинскую - в десятое Воскресенье после Пасхи, в напольную Тихвинскую - в день Богоматери Тихвинской, в Крестовоздвиженскую - на Казанскую Богородицу летом на Воздвижение креста Господня, в Ильинскую Выездновскую – на Илию Пророка, в Спасскую – в день Нерукотворного Спаса. Все эти ходы обыкновенно совершатся из собора, куда, по окончании обеден в приходских церквах, собиралось духовенство с иконами, между тем как обедня в соборе еще не начиналась.

По прибытии в собор архимандрита Спасского монастыря, отпевается освященным собором молебен и отправляется ход в ту церковь, где праздник, при общем звоне во всех городских церквах в преднесении крестов, икон и хоругвей, впереди коих всегда бывает носимо военное знамя арзамасского ополчения. Народу в ходах бывает так много, что храм соборный с обширными папертями, не вмещает богомольцев и потому вся площадь соборная волнуется молящимся народом. В особенности много стекается народу из ближних сел и деревень в крестные ходы на Илию Пророка, на Преображение и Вознесение Господа, когда после молитвы в храмовых церквах остаток дня посвящается купле и продаже на бывающих при них ярмарках, и на Преполовение и Происхождение Честных древ, совершающихся на Тешу, орошающую город с западной стороны.

Эти два последние хода заслуживают особенное внимание. Между тем, как духовенство, пройдя из собора чрез площадь и спустившись по отлогому скату крутого берега, останавливается на Иордани, устроенной на реке, под сенью свежих берез, толпы народа, благоговейно следовавшие за святыми иконами и духовенством, рассыпаются по самой вершине берега на значительном пространстве, а на противоположном низменном берегу располагается народ полураздетый, нетерпеливо ожидающий минуты, чтобы в то же время погрузиться в волны реки, освящаемые крестом; картина, достойная кисти художника! После водосвящения духовенство, сопровождаемое многочисленным народом, в том же порядке, при колокольном звоне обходит кругом города, - конечно, не нынешнего столь длинного и широкого, а кругом того рубленого города, остатки которого еще видны были в начале XIX столетия, - и потом возвращается в собор, откуда уже расходится по своим церквам.

Петр Пискарев. Альманах «Арзамасская сторона» - 2017




📷 Фотографии Арзамаса